Дмитрий Строцев (на фото) призвал к «кенозису русского языка в Беларуси» — самоумалению русского ради позитивной дискриминации белорусского.

Дмитрий Строцев (на фото) призвал к «кенозису русского языка в Беларуси» — самоумалению русского ради позитивной дискриминации белорусского.

Прочитал вот заголовок заметок Миколы Бугая «Поэт Дмитрий Строцев призвал русскую культуру в Беларуси к сознательному «самоумалению» во имя возрождения белорусскости» и подумал: «Ну чего не бывает с поэтами-мистиками» (а именно к ним зачислен Бугаём Строцев). Потом прочитал текст самого «мистика» в Фейсбуке. Да нет, Строцев говорил в Париже не о русской культуре в Беларуси, а о «кенозисе русского языка в Беларуси», о «самоумалении русского в ситуации пограничья…»

Позиция объяснима для человека, которого волнует состояние белорусского языка, тем более верующего, издателя православной литературы. А что касается той или иной культуры, то она не может ни самоумаляться, ни самовозвеличиваться. Она существует по законам своей распространенности, влиятельности, спроса на нее и т.д. Понятно, что национальной культуре надо помогать. А что касается Беларуси, то здесь просто спасать надо. Но спасение белорусского процесс не параллельный самоумалению или запрету русского. Не русское мешает белорусскому в Беларуси, а — и здесь я полностью согласен со Стасем Карповым (Фейсбук) — политика нынешних белорусских властей.

Кстати, попробуем разобраться с выдвинутым М.Бугаём понятием «русская культура в Беларуси». Где и в чем она? В русской речи на улицах и учреждениях? В магазинах, где преобладают книги на русском языке? Я воспринимаю все это как часть белорусской культуры как культуры широкого плана. Но мне (как и многим другим) не хватает центра, стержня — собственно белорусской национальной культуры в ее самых разнообразных проявлениях и прежде всего в повседневной жизни белорусского языка.

Поэтому я глубинно понимаю Строцева. Понимаю и даже это проявление греческой учености поэта (кенозис) как вынужденный и мучительный поиск определённой нравственной позиции в сложной общественной ситуации. Хотя этот поиск немного напоминает мне «хождение в народ» российских студентов в 60-80-е годы XIX века. Крестьяне тогда хватали этих «длинноволосых» и волокли в полицию. А сегодня, слава Богу, только слышим недоверие от некоторых авторов «комментов»: ну не могут они поверить этим «коленопреклоненным» перед белорусами русским поэтам!

И я их между прочим тоже понимаю. Ведь что же тут бить в грудь и падать на колени, когда дело проще простого. Настоящий литератор, интеллигент, каким бы языком в жизни и творчестве он не пользовался, должен знать язык и культуру народа и той земли, где он живет. И хорошо знать. И не нужны ни клятвы, ни кенозисы, ни другие театральные жесты. Это должно быть естественно, как дыхание. Нужно жить с белорусским языком в согласии, спокойно, скромно, без «риторического словогласия».

Тогда спадет и риторика М.Бугая насчет войны культур и придания словам Д.Строцева смысла почти пророческого призыва. И, разумеется, не понадобится то «самоуничижение», которое «паче гордости».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?