Зенон Позняк на презентации книги «Terra dei» 14 января в Варшаве.

Зенон Позняк на презентации книги «Terra dei» 14 января в Варшаве.

В книге на 400 страницах собрано около трех сотен фотографий, почти столько же стихотворений, десятки рассказов, эссе, статей.

В первые дни 2014 года в Варшаве вышла новая книга Зенона Позняка «Тэрра Дэй». О свей новой книге автор рассказал «Польскому радио».

«Тэрра Дэй» — это латинское выражение, которое означает «земля Бога». Почему я ее так назвал? Даже не знаю. Само собой так получилось.

Но подтекст без намека: эта земля, эти люди, эта жизнь! Это все есть Божья сила. Из понимания этой позиции я и исходил. Но речь не о чисто религиозном подходе: это поиски смысла существования, смысла жизни, смысла своего существования. Этому посвящено много стихов.

Большинство людей ведет себя в жизни, как ни странно, иногда необъяснимо.

Люди стремятся к богатству. Трудно жить в бедности. Бедность человека уродует, но достигнув богатства — они становятся хуже. Богатство уничтожает человека так же, как и бедность.

Парадокс: достиг богатства, но не стал лучшим человеком. Человек не думает о здоровье, пока его не разрушит. Он пьет, валяется под забором, занимается, чем попало, каким-то экстремалом и думает, что будет жить вечно. А когда разрушит здоровье, то начинает о нем думать. Каждый хочет жить. Это заложено в инстинкте.

И иногда человек идет на сделки со своей совестью, чтобы только остаться жить. Но при этом мало кто задумывается, а ради чего он живет? И такие рассуждения заложены в основу этой книги.

В природе разлито присутствие Божественной силы. Я больше всего чувствовал ее в Беларуси. Это моя родина, и я лучше всего ее понимаю.

Книжка состоит из трех больших разделов. Первый — это «Фотографии и стихи».

Стихов около 200, а фотографий где-то 280. Большинство снято в последние годы, но есть часть, которую мне удалось спасти из Минска.

Тут взгляд лирический и субъективный, сосредоточенный на простых вещах и ощущениях, над которыми обычно люди не задумываются.

Второй раздел — «Рассказы» (здесь рассказы, высказывания, воспоминания и эссе).

Рассказов около 20-30, они обусловлены смыслом и названием этой книги. Мой подход — от народного выражения.

Я стараюсь почувствовать, как я смотрю на мир, как я его понимаю. Не надо себя насиловать и придумывать заумные концепции, идущие от искусственного понимания мира. Я иду от той жизни, в которой я родился, с теми людьми, которых я знаю и которые оценивают жизненные явления. Я прихожу к выводу, что лучший и мудрейший — это белорусский народ. Я его понимаю, мне хорошо среди этого народа. Это свои люди, я чувствую этот фольклор, отношение к миру.

Когда я познакомился с белорусским фольклором (а это произошло очень рано) и потом познакомился с японской поэзией (которой 3 тысячи лет), то я пришел к выводу, что в смысле осмысления мира далеко профессиональной японской поэзии до белорусского фольклора.

Это вершина народной философии и верх красоты, которая возведена в канон. Это настолько удивительно, что для людей, одурманенных нынешней потребительской цивилизацией, это непонятно. Они этого не в состоянии понять. Это выше их понимания. Я исхожу из народных оценок, простых и сущностных вещей: что такое счастье, для чего человек живет, что такое любовь, бытие!

В рассказах я вспоминаю своих друзей и знакомых. Отдельный текст посвящен Лявону Баразне.

Вспоминаю свои прошлые годы. Они представлены как рассказ. Жизнь бывает такое странной и неожиданной, что если это точно опишешь, то никто не поверит.

Жизнь интереснее, чем художественный вымысел. Чтобы она была более достоверной, нужно иногда добавить немного художественного вымысла. Сырая жизнь бывает невероятной.

Некоторые рассказы посвящены конкретным людям и местам. Сама жизнь подсказывает сюжет новеллы. Для меня главное — показать типаж, образ белоруса такой, какой он есть.

Каждый человек — это книга жизни. Некогда один китаец сказал, что «мудрость приходит от наблюдения за тем, как растут дети».

Для того, чтобы наблюдать, нужно долго прожить и наблюдать за жизнью человека от рождения до старости. Люди, которые жили постоянным населением, в деревнях и поселках, они видели жизнь от начала до конца. Так приходила мудрость. Сегодня люди все чаще не знают друг друга, они живут в атомизированной структуре. Они не знают биографии соседа за стенкой и даже не видят его.

Чтобы быть мудрым, не обязательно нужно уметь писать и читать. Такой была моя бабушка Фелиция.

Я еще студентом задумывался, насколько она мудрый человек, а она была почти неграмотная. Она старалась жить по заповедям, по отношениям с людьми. В книге я старался показать наших добрых людей такими, какими я их видел и понимал.

Третий раздел — это «Народная философия» (дефиниции, статьи, очерки).

Это не тексты по философии (наука философии тут ни при чем). Здесь народная позиция, с которой я стараюсь подходить к осмыслению многих явлений.

Здесь есть статьи и про аборты, и про политические явления, и про интимный мир, и про внутренний мир. Но не с точки зрения заумных европейских философов, которые иногда больше запутали, чем выяснили, а с точки зрения здравого смысла нашего белорусского человека.

Когда у простой женщины спросили, что такое счастье, то она просто объяснила, что это для нее значит. (А некоторые склонны ссылаться при этом на различные искусственные мысли, вычитанные в книгах.) Женщина ответила просто: счастье — это когда хорошо жениться или выйти замуж, и чтобы были хорошие муж и жена, и хорошие дети. Кажется, просто сказано, но это величайшая мудрость.

Основой общества является семья. Семья — выше государства.

Семья должна пользоваться приоритетом перед государством. Под оккупацией и в неволе, когда не было ни свободы, ни независимости, ни своего государства, именно семья спасала народ; он существовал, выживал и возрождался благодаря семье. Разрушение семьи — преступление перед человечеством, а система (государство, идеология), которая этим занимается — преступна.

В книге много рассказов, изображающих простых людей: как они жили, как выживали, как вели себя. Это, по моему мнению, высшая мудрость.

Я стараюсь ее придерживаться. Ее придерживались все белорусские классики Возрождения, начиная от Дунина-Марцинкевича, Франтишка Богушевича, Купалы, Коласа, Быкова. Это глыбы, это величины, которые исходили от самых корней народного духа. До сегодняшнего дня для многих эстетов они просто непонятны, ибо их народное величие выше современного абстрактного (ненародного) понимания человека.

Искусство и литература захватывают познанием человеческой судьбы. Через создание образов, в которых человек узнает себя, свой народ, свое окружение и осознает судьбу человеческую как судьба народную.

Не надо выдумывать колесо и велосипед. Они придуманы давно, надо научиться на нем ездить. Культура прошла огромный период, но эстетика и прекрасное неисчерпаемы, они бесконечны, как бесконечен Божий мир, построенный на принципах гармонии (связи всего сущего) и прекрасного. Искусство в этом смысле вечно, а истина красива.

Народ — это Божье творение. Суть в том, что все существует в порядке. Не может быть порядка без организующей силы. Весь космос существует, и все наше существование складывается в соответствии с закономерностями бытия. Жизнь согласно этому порядку и есть свобода.

Тот, кто не хочет жить согласно высшему порядку, становится рабом — своих страстей, претензий, высокомерия, попадает в плен ненависти, мир для него становится чужим.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?