В первые дни 2014 года в Варшаве вышла новая книга Зенона Позняка «Тэрра Дэй». О свей новой книге автор рассказал «Польскому радио». «Тэрра Дэй» — это латинское выражение, которое означает «земля Бога». Почему я ее так назвал? Даже не знаю. Само собой так получилось. Но подтекст без намека: эта земля, эти люди, эта жизнь! Это все есть Божья сила. Из понимания этой позиции я и исходил. Но речь не о чисто религиозном подходе: это поиски смысла существования, смысла жизни, смысла своего существования. Этому посвящено много стихов. Большинство людей ведет себя в жизни, как ни странно, иногда необъяснимо.
Парадокс: достиг богатства, но не стал лучшим человеком. Человек не думает о здоровье, пока его не разрушит. Он пьет, валяется под забором, занимается, чем попало, каким-то экстремалом и думает, что будет жить вечно. А когда разрушит здоровье, то начинает о нем думать. Каждый хочет жить. Это заложено в инстинкте.
В природе разлито присутствие Божественной силы. Я больше всего чувствовал ее в Беларуси. Это моя родина, и я лучше всего ее понимаю. Книжка состоит из трех больших разделов. Первый — это «Фотографии и стихи».
Тут взгляд лирический и субъективный, сосредоточенный на простых вещах и ощущениях, над которыми обычно люди не задумываются. Второй раздел — «Рассказы» (здесь рассказы, высказывания, воспоминания и эссе).
Я стараюсь почувствовать, как я смотрю на мир, как я его понимаю. Не надо себя насиловать и придумывать заумные концепции, идущие от искусственного понимания мира. Я иду от той жизни, в которой я родился, с теми людьми, которых я знаю и которые оценивают жизненные явления. Я прихожу к выводу, что лучший и мудрейший — это белорусский народ. Я его понимаю, мне хорошо среди этого народа. Это свои люди, я чувствую этот фольклор, отношение к миру.
Это вершина народной философии и верх красоты, которая возведена в канон. Это настолько удивительно, что для людей, одурманенных нынешней потребительской цивилизацией, это непонятно. Они этого не в состоянии понять. Это выше их понимания. Я исхожу из народных оценок, простых и сущностных вещей: что такое счастье, для чего человек живет, что такое любовь, бытие!
Вспоминаю свои прошлые годы. Они представлены как рассказ. Жизнь бывает такое странной и неожиданной, что если это точно опишешь, то никто не поверит.
Некоторые рассказы посвящены конкретным людям и местам. Сама жизнь подсказывает сюжет новеллы. Для меня главное — показать типаж, образ белоруса такой, какой он есть.
Для того, чтобы наблюдать, нужно долго прожить и наблюдать за жизнью человека от рождения до старости. Люди, которые жили постоянным населением, в деревнях и поселках, они видели жизнь от начала до конца. Так приходила мудрость. Сегодня люди все чаще не знают друг друга, они живут в атомизированной структуре. Они не знают биографии соседа за стенкой и даже не видят его.
Я еще студентом задумывался, насколько она мудрый человек, а она была почти неграмотная. Она старалась жить по заповедям, по отношениям с людьми. В книге я старался показать наших добрых людей такими, какими я их видел и понимал.
Это не тексты по философии (наука философии тут ни при чем). Здесь народная позиция, с которой я стараюсь подходить к осмыслению многих явлений.
Когда у простой женщины спросили, что такое счастье, то она просто объяснила, что это для нее значит. (А некоторые склонны ссылаться при этом на различные искусственные мысли, вычитанные в книгах.) Женщина ответила просто: счастье — это когда хорошо жениться или выйти замуж, и чтобы были хорошие муж и жена, и хорошие дети. Кажется, просто сказано, но это величайшая мудрость.
Семья должна пользоваться приоритетом перед государством. Под оккупацией и в неволе, когда не было ни свободы, ни независимости, ни своего государства, именно семья спасала народ; он существовал, выживал и возрождался благодаря семье. Разрушение семьи — преступление перед человечеством, а система (государство, идеология), которая этим занимается — преступна.
Я стараюсь ее придерживаться. Ее придерживались все белорусские классики Возрождения, начиная от Дунина-Марцинкевича, Франтишка Богушевича, Купалы, Коласа, Быкова. Это глыбы, это величины, которые исходили от самых корней народного духа. До сегодняшнего дня для многих эстетов они просто непонятны, ибо их народное величие выше современного абстрактного (ненародного) понимания человека.
Не надо выдумывать колесо и велосипед. Они придуманы давно, надо научиться на нем ездить. Культура прошла огромный период, но эстетика и прекрасное неисчерпаемы, они бесконечны, как бесконечен Божий мир, построенный на принципах гармонии (связи всего сущего) и прекрасного. Искусство в этом смысле вечно, а истина красива. Народ — это Божье творение. Суть в том, что все существует в порядке. Не может быть порядка без организующей силы. Весь космос существует, и все наше существование складывается в соответствии с закономерностями бытия. Жизнь согласно этому порядку и есть свобода.
|
Зенон Пазняк выпустил новую книгу «Тэрра Дэй» 51
0
0
0
0
0
0