Цмока в белорусских говорах называли также смок, чмок, змей. Наиболее известный персонаж — пожалуй Змей Горыныч. Сказки о нем многие слышали и читали в детстве, но не каждый знает, что по одной из версий «родина» этого сказочного персонажа — река Горынь на белорусском Полесье, откуда и прозвище.

У белорусского дракона может быть одна, три, шесть, семь, девять или двенадцать голов, которые извергают огонь. Если герой их срубает, головы могут отрастать. Чтобы этого избежать, рану нужно прижечь огнем.

Цмок имеет также крылья, поэтому может передвигаться в воде, на суше и в воздухе. Живет он в болоте (а где же еще жить белорусскому чудовищу!).

Может жить также в море. Образ моря в белорусском фольклоре многозначен и отсылает к мифологической «большой воде», потустороннему миру.

Повелитель вод

Исследователь Сергей Санько считает, что «главная мифологическая функция цмока = = это повелевание водами», что доказывает следующими аргументами: «Одно из значений слова «цмок» — это радуга, которая, согласно поверьям, высасывает воду из реки и перекачивает ее обратно на небо.

Словарь Ивана Носовича полностью поддерживает это поверье, давая основные значения слову «цмок» / «смок» в русском языке: 1) «насос, машина, употребляемая для перелива какой-либо жидкости»; 2) «железная водосточная труба»; 3) «пожарная труба» (для заливки пожара); 4) «сказочное название змея».

Недаром убийство Перуном змея вызывает непрекращающиеся ливни, угрожающие всемирным потопом. Спастись удается только похоронив дракона-змея с помощью запряженного в лапоть петуха. Например, у деревни Добрынь Дубровенского района есть Змеевы могилы, которые, по легенде, образовались именно таким образом.

Цмок-обогатитель

Петух имеет отношение к рождению змея, которого можно условно приручить: по одной из версий, чтобы вырастить себе дракона, который будет приносить деньги, хозяин должен три года держать за пазухой яйцо, снесенное черным петухом.

А если вылупится, ежедневно кормить питомца молоком или свежеиспеченной яичницей (а это для крестьянина не малые расходы), иначе дракон может сжечь дом. Такой змей летает в образе огненного шара, может превращаться в человека и носит хозяину чужие богатства.

О том, кто живет, как сегодня сказали бы, на нетрудовые доходы, или кому просто очень везет в денежных делах, говорили, что «ему цмок деньги носит».

Возможно, именно образ такого домашнего цмока развивается в былинах, повествующих, что дракон мог перевоплощаться в красивого юношу, ходить на вечеринки, ухаживать за девушками, а крылья прятать под пиджаком.

Более того, цмок мог заниматься с девушкой сексом, но у нее, по одной из версий, не рождались дети. Говорили, «от них не бывает». Умерший в образе огненного дракона мог прилетать к своей вдове. От такой связи девушки и женщины увядали и со временем умирали, если не догадывались, что их любовник — змей, и не применяли защитных средств.

По другой версии, земная женщина все же могла забеременеть от змея. Ученые пишут: «Этот мотив очень древний на белорусских землях и встречается еще в языческие времена. Его зафиксировала былина о Волхе Всеславиче, в образе которого исследователи видят отца исторического полоцкого князя Всеслава Чародея».

 

Борьба святого Юрия с Драконом

По всей Европе на иконах и в скульптурах святого Юрия изображают во время пронзения дракона копьем. В Беларуси встречаются песни, повествующие эту историю. Чаще всего их исполняли во время поста перед Пасхой. Вот один из таких текстов:

Жылі людзі няверныя,
Ня верылі госпаду богу,
А верылі бяздэннаму цмоку,
Давалі дань па чалавеку.

Была ў караля адна дачка,
Адна дачка Настасічка.
Узяў кароль сваю дачку,
Сваю дачку за правую ручку.

Павеў дачку к сіняму мору.
Пасадзіў дачку на беражочку.
— Сядзі, дачка, не ўлякайся,
На госпада бога спадзявайся.

Бяздэнны цмок морам плывець,
Святы Юры на кане едзіць.
Бяздэнны цмок к берагу падплываець,
Святы Юры канем націскаець.

Як цяў меччу па яго плеччу,
Як цяў кап’ем па яго рабром.
Сіняя полынь у яго роту,
Пакурыўся дым із яго вушэй,
Пасыпаліся іскры із яго вачэй.
Бяздэнны цмок патануў на дно,
Святы Юры на бераг выплыў.

А вот другой вариант песни про Юрия и Дракона, обработанный группой «Старый Ольса»:

Фактически описанное в сказках сражение героя со Змеем Горынычем — это сюжет-предшественник более позднего, христианизированного сюжета о святом Юрии и драконе. Исследователи проводят параллели с древнегреческим мифом о Персее, который убил морское чудовище и спас Андромеду.

Змей-портной

Согласно белорусским поверьям, змей может жить также в камнях, получавших название «шаўцы» или «краўцы» («сапожники» или «портные»). Такие валуны чаще всего находились в низине, у воды (а как мы уже знаем, змей-дракон повелевает водами).

К камню якобы можно принести ткань или кожу, а змей за ночь пошьет качественную одежду или сапоги. Правда, его изделия нельзя надевать в церковь, где они распались бы на куски.

Вот только некоторые местности, возле которых есть такие валуны: «шаўцы» — возле Лукомля, а также возле деревень Куренец Вилейского района, Камень и Доминово Воложинского, а «краўцы» — возле Воронино Сенненского района, Красники — Докшицкого.

Культ камней распространен преимущественно в северной Беларуси, где их много благодаря бывшему леднику из Скандинавии. 

Таким образом, белорусам образ китайского дракона не чужд, подобные существа описаны и в нашем фольклоре.

Читайте также:

Угадайте, какие белорусские песни народные, а какие авторские ТЕСТ

От свадеб до воровства вещей у девушек. Две колядные игры белорусов

«Вось дзяўчыне вочкі, каб былі яскравыя ночкі». В Скирмантово сохранили древний обряд 18+, о котором вы могли даже не слышать

Клас
3
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
1
Сумна
0
Абуральна
0