Доносы, тюрьма, запреты: в 2023 году белорусским блогерам приходится не сладко — и, кажется, это не конец

Если помните, в 2023 году многие белорусские блогеры столкнулись с давлением силовиков и пропагандистов. Например, одна из таких историй произошла в июле: популярного ютубера Дмитрия Сивчика (он же Дим Димыч), у которого 2 миллиона подписчиков в TikTok, гродненская пропагандистка Ольга Бондарева обвинила в скрытой «пропаганде ЛГБТ». Ее основная претензия была в том, что парень в своих роликах появляется в одежде розового цвета.

Свои жалобы пропагандистка написала в МВД, Министерство образования и Министерство торговли. После этого товары с рекламной интеграции инфлюенсера и «Евроопта» были сняты с продажи. А в ноябре на своей странице в Instagram (в TikTok тоже) парень опубликовал пост, в котором сообщил, что Дим Димыч уходит навсегда. При этом он снял с себя розовую одежду и сжег ее. С этого момента лента блогера разделилась на «до» и «после».

В конце сентября под огнем критики оказался и Павел Крамар (он же Koko.by). Белорусский пропагандист Никита Рачиловский завел свой телеграм-канал и написал публичный донос на известного фуд-блогера за то, что тот якобы в 2020 году поддерживал протесты и выступал «с критикой в адрес нашего президента».

После этого блогер удалил свой аккаунт в Twitter и поставил красно-зеленый флаг в инстаграме. А в последнее время на его странице в телеграме стали периодически появляться посты на гостематику: например, новости об учрежденном в Беларуси государственном знаке качества, обзорной площадке в Национальной библиотеке и фотовыставке провластного информагентства БелТА. Такие сообщения очень выбиваются из общего контента блогера.

В конце 2023 года блогера Анну Бонд задержали силовики и посадили в печально известный изолятор на Окрестина, блогера Ларису Грибалеву также задерживали, но отпустили. По неподтвержденной информации, им запретили вести коммерческую деятельность. То есть, зарабатывать на рекламе блогеры сейчас не могут.

А в начале января стало известно, что в закон о рекламе были внесены поправки, касающиеся всех, кто планирует размещать в интернете рекламные посты. Более того, анонимный источник CityDog.io поделилась неподтвержденной информацией: как только эти поправки вступят в силу, белорусским блогерам по требованию госорганов придется размещать на своих площадках социальную рекламу. Например, новой пропагандистской выставки БелТА или большого фоторепорта с Дожинок. Почему бы и нет?

Закон о рекламе: блогеров заставят делать все, что прикажет государство?

В начале января 2024 года на Национальном правовом интернет-портале были опубликованы поправки, внесенные в закон о рекламе.

Самое главное нововведение — теперь каждому ипэшнику или организации, которые планируют размещать какую-то рекламу, нужно зарегистрироваться в реестре распространителей рекламы. В противном случае такая деятельность будет считаться незаконной. Нововведение вступит в силу в середине июля 2024 года.

Стоит отметить, что реестр существует с 2022 года. Его можно найти на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Но сейчас в него внесены в основном СМИ, организации, частные предприятия и некоторые ИП (их пока совсем немного).

По словам анонимного источника CityDog.io, среди блогеров Минска курсирует информация: мол, попав в реестр, инфлюенсеры обязаны будут размещать информацию от госорганов, например информацию о госпраздниках и других важных для страны мероприятиях и датах. Об этом говорят те, кто уже обращался в министерство.

С официальными источниками эта информация немного расходится. После того как поправки в закон О рекламе были опубликованы, на сайте МАРТ появился комментарий по поводу основных нововведений. Вот что говорит ведомство:

«Для рекламораспространителей вводится обязанность обеспечивать по требованию государственных органов размещение на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности».

Здесь необходимо разобраться, что такое наружная реклама. По закону, это реклама, размещаемая с помощью средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий, вне зданий и в подземных переходах. Это могут быть афиши, вывески, рекламные щиты, электронные табло, кронштейны и прочее. А поскольку блогеры размещают рекламу в интернете, все перечисленное не имеет к ним отношения.

Зачем наезжать на блогеров? Кому это выгодно?

Как отметил анонимный источник, пока информация, о которой он нам сообщил, существует на уровне слухов, но тут в голову приходит Koko.by, ставший все чаще размещать инфу о госмероприятиях на страницах своих соцсетей.

«Мне кажется, что белорусская власть наконец поняла, что интернет существует. В нем, как известно, есть свои игроки и коммуникаторы, — иронизирует доктор филологических наук и медиаэксперт Ирина Сидорская. — Сегодня нельзя работать с белорусской аудиторией только через телевидение или печатные СМИ. Существуют блогеры и ютуберы, о деятельности которых режим еще давно должен был позаботиться.

В феврале 2024 года в Беларуси состоятся парламентские выборы. Для меня не удивительно, что именно сейчас происходит более усиленный контроль информационного пространства. Власти пытаются выявить тех блогеров, на которых они могут рассчитывать и опираться. Соответственно, дальше они попытаются нейтрализовать тех, кого не смогут использовать».

Читайте также:

«ПМС — это не выдумка, которой женщины прикрывают свой характер». Разбираемся, что такое ПМС с точки зрения психологии (и как помочь себе и окружающим)

Узнали у беларусов, хватает ли им денег до зарплаты. «Каждый раз, когда залезаю в заначку, мне тревожно и неприятно»

Клас
2
Панылы сорам
12
Ха-ха
5
Ого
2
Сумна
2
Абуральна
22