Почему появилась должность посла по особым поручениям по Беларуси

Как пояснил Игорь Кизим, это связано с тем, что власти Украины признали существование в белорусской оппозиции демократической силы, которая находится за границей. «Украина должна наладить некий механизм сотрудничества с белорусским сообществом, которое будет помогать обеспечить нашу границу, и таким образом решить вопрос безопасности».

Украинская сторона, отмечает Кизим, понимает, что демократические силы Беларуси — это не только центры в Варшаве и Вильнюсе. Есть еще и Полк Кастуся Калиновского. «Они тоже пытаются создать определенный политический трек, — считает политик. —

Хотим мы того или нет, я считаю, что ситуация изменится. Мы должны думать вперед и должны четко знать и понимать, что будет с Беларусью не в ближайшее время, а после демократических преобразований, которые, как я уверен, произойдут в Беларуси».

Ігар Кізім Игорь Кизим Igor Kizim

Игорь Кизим в эфире «Еўрарадыё». Скрин видео EuroradioLive / YouTube

На каком уровне находятся дипломатические отношения между Киевом и Минском?

После отъезда Кизима функции временного представителя автоматически стал выполнять старший дипломат, находящийся в Минске.

«Он формально официально представляет Украину. Через него может происходить любая коммуникация, если что-то происходит между украинскими властями и нынешней официальной властью Беларуси. Тут много каких вопросов. Например, недавно происходила коммуникация по вопросу границы. Был какой-то технический вопрос относительно того, что граница не так стояла, или что-то такого рода».

Кизим также рассказал, что контакты могут касаться разных консульских вопросов. Среди них — оказание помощи по возвращению в Украину.

«Очевидно, что сегодня мы не говорим о каких-то политических отношениях. И я могу сказать, что и об экономических тоже. Они все сейчас находятся на паузе. Особенно после вторжения с территории Беларуси. Фактически они сведены к нулю. Поэтому нужно говорить о решении вопросов консульского характера, касающихся конкретных людей», — объяснил Кизим.

Может ли Кизим приехать в Минск?

Кизим пояснил, что его нынешний статус посла по особым поручениям по Беларуси отличается от статуса посла Украины в Беларуси.

«Посол Украины в Беларуси назначается указом президента и имеет полномочия от президента контактировать с высшими лицами того государства, куда он назначен. Для этого пишутся верительные грамоты и прочее. А посол по особым поручениям — это должность, которая находится в Министерстве иностранных дел.

Я, конечно, могу общаться с кем угодно. И мне не нужно обязательно ехать в Минск, чтобы позвонить какому-то чиновнику в Министерство иностранных дел Беларуси, телефон которого я знаю. Можно ли мне туда въезжать? Это решает нынешняя власть Беларуси. Но, если будет такая необходимость, тогда будем говорить».

По словам Кизима, насколько он знает, его не включали в список невъездных лиц. «Если нужно будет общаться с представителями каких-то ведомств Беларуси, то формально я имею на это полномочия и буду общаться. Разумеется, по согласованию с нашим министром или другими соответствующими структурами Украины», — отметил посол.

Как будет вестись диалог с Объединенным переходным кабинетом и Светланой Тихановской 

Такие встречи входят в планы Кизима.

«Для того, чтобы четко сформулировать стратегию (я могу сказать, что нахожусь на определенном начальном этапе) и понимать, что сейчас делается в лагере демократических сил Беларуси, какие настроения и какие есть к нам вопросы, нужно общаться».

Кизим рассказал, что у него в ближайшее время запланирована встреча с Геннадием Манько (главой миссии демократической Беларуси в Киеве). Он не исключает встречу с представителями Полка Калиновского, поездку в Варшаву или Вильнюс для встречи с представителями демократических сил Беларуси.

Понятно ли Киеву, с кем из белорусской оппозиции разговаривать?

Не совсем.

«В свое время по поручению министра я принял участие в конференции, которую организовывал Полк Кастуся Калиновского в ноябре прошлого года. И я увидел, скажем так, разные подходы, разных людей, которые приехали. Некоторых из них я знал лично.

И я скажу, что это действительно проблема. Есть такие структуры, как Офис Светланы Тихановской, Переходный кабинет. Но есть Координационный совет. Вы назвали Зенона Позняка, который придерживается другого мнения. Есть Полк Калиновского.

И это действительно разнообразие, которое нужно учитывать. Если мы говорим о какой-то совместной позиции, то очень трудно это сделать. И те, и те делают свое дело, и те, и те где-то правы. И тут не наш вопрос, не вопрос Украины сделать так, чтобы вы там объединились.

Вам любой в Украине скажет: если бы был один центр принятия решений, единая команда со стороны демократических сил, то тогда коммуникация была бы совсем на другом уровне и совсем по-другому.

А так даже для того, чтобы мне сейчас выработать какое-то видение и вынести предложения по дальнейшему сотрудничеству или контактам с лидерами демократической оппозиции, я должен учитывать по крайней мере три, если не больше, позиции разных сил, которые собственно занимаются одним и тем же. И я буду начинать встречаться со всеми, кто захочет со мной общаться, для того, чтобы выработать какое-то общее видение, куда двигаться демократическому движению Беларуси».

Читайте также:

Киев назначил Игоря Кизима послом по особым поручениям по делам Беларуси

«Перед нами сидели люди, которые ненавидят украинцев». Бывший посол Украины о переговорах в начале войны, страхе белорусов, министре Макее и феномене Лукашенко

«Негативное отношение к белорусам со стороны украинцев — из-за непонимания, что происходит внутри Беларуси» — бывший украинский посол

Клас
33
Панылы сорам
9
Ха-ха
2
Ого
2
Сумна
2
Абуральна
7