Карикатура «имперский шаг», изданная в Лондоне в разгар так называемого Очаковского кризиса незадолго до окончания Второй русско-турецкой войны (1787—1791), высмеивала фантастический «Греческий проект» Екатерины II, предусматривавший разделение Османской империи и возрождение Византии

Карикатура «имперский шаг», изданная в Лондоне в разгар так называемого Очаковского кризиса незадолго до окончания Второй русско-турецкой войны (1787—1791), высмеивала фантастический «Греческий проект» Екатерины II, предусматривавший разделение Османской империи и возрождение Византии

Смысл предложенной идеи проекта в том, чтобы на территории Могилевской и Гомельской областей Беларуси, а также прилегающих областей России, Брянской и Смоленской, создать туристический маршрут, тематически привязанный к идее путешествия российской императрицы Екатерины II в конце XVIII века, и в каждом населенном пункте, задействованном на этом маршруте, разработать свой интерес, привязанный к общей идее.

Как сообщают авторы проекта:

«Например, в Грабовской средней школе Гомельского района разработали концепцию фестиваля «Именины у Екатерины», куда войдут и интермедии XVIII века, и литературные чаепития. Климовская средняя школа предлагает несколько вариантов велоквестов, причем обязательно с посещением липовой аллеи, расположенной недалеко от деревни. Директор учреждения образования Вера Флярко рассказывает: «Местные жители утверждают, что именно мимо этих лип и дубов проезжала императрица».

Проблемные места начинаются с того, что дорога из Санкт-Петербурга на Крым не проходила через Брянскую область, соответственно, ее участие в этом проекте абсолютно не касается заявленной темы «Дорогами Екатерины», так как она там не ехала.

И вот у красивой идеи появляется географическое несоответствие, шитое белыми нитками и притянутое за уши. Так сказать, идейно невыдержанный проект. Так почему бы тогда и Минскую и Брестскую области не присоединить? Екатерина там тоже не ездила, но они граничат с Гомельской областью. Надо в конце концов решить или «дороги Екатерины», или проект со всеми хорошими людьми мира и соседями по континенту, за все хорошее против всего плохого.

Традиционно такие маршруты предусматривают, что по мере движения по нему турист сможет посмотреть местные достопримечательности — памятники, знаковые места, связанные с заявленной темой. Но с этим еще хуже, чем с нелепым привлечением Брянской области к маршруту «Екатерининских дорог».

Ну давайте реально посмотрим, что можно показать туристам на этом маршруте, например, на территории Гомельской области, если взять широкой полосой линию от Довска до Новой Гуты (Гомель в расчет не берем).

Показывать реально можно только Чечерск и все, больше ничего. Недоуничтоженный панский дом конца XIX века в Корме? Климовскую липовую аллею? Реконструкцию интермедий XVIII века в Грабовском клубе или школе?

Вы реально верите, что это кого-то привлечет из, например, Смоленщины, чтобы проехать за 300 км на автобусе и увидеть абсолютное ничего? Чтобы послушать, что «этот асфальт лежит точно на той дороге, где 236 лет назад проехала Екатерина II»? Вам самим не смешно?

Следующим этапом такого туризма будет, судя по всему: «Над нашей деревней в 1997 году пролетал великий американский и мировой певец Майкл Джексон во время своего путешествия на концертное выступление в Москве! И он точно смотрел на этот лес, а сейчас это самая известная достопримечательность нашего района!»

Бывший дворец Чернышевых-Кругликовых в Чечерске. Фото: radzima.org

Бывший дворец Чернышевых-Кругликовых в Чечерске. Фото: radzima.org

Проблема в том, что последние 100 лет на Гомельщине и во всех областях маршрута предлагаемого проекта советская и постсоветская власть целенаправленно искореняла все те объекты, которые могли бы сыграть хоть какую-то роль в наполнении этого (и море других!) туристического маршрута. На Гомельщине уничтожено почти все, что хоть как-то можно было бы показывать.

Скажите, где все те многочисленные древние дворцы, парки при них, панские дома, храмы, почтовые станции, которые реально находились на этом маршруте в начале XX века? Почти все уничтожено бесследно, а то, что осталось (за исключением редких примеров, например случайно не разрушенных три архитектурных объекта Чечерска) — в таком состоянии, что туристам их лучше не показывать.

«Посмотрите налево — на этой пустоши когда-то стояла…» Реально, ну кто поедет смотреть на то, чего нет? Либо кого заинтересует придуманная из неоткуда деревенская реконструкция «интермедии XVIII в.», которая под собой не имеет абсолютно ничего реального? Это Васюки. К сожалению. К большому сожалению.

Недоуничтоженная усадьба панов Быковских в Корме. Фото: radzima.org

Недоуничтоженная усадьба панов Быковских в Корме. Фото: radzima.org

Но так всегда бывает, когда проектами развития туризма занимаются люди, которые к туризму не имеют никакого отношения, никогда не водили реальных исторических экскурсий, никогда не пытались заинтересовать экскурсанта демонстрацией пустого места «с большой захватывающей историей», не понимают разницы между требованиями туриста местного и туриста приезжего.

По моему глубокому убеждению, это абсолютно мертвый проект, не больший, чем игра красивыми словами, за которыми пустота. По крайней мере, для большей части населенных пунктов предложенного «маршрута».

Если бы авторы проекта отталкивались не от воздушных замков континентального маршрута, а от реальности имеющейся исторической инфраструктуры нашей Гомельщины, пользы было бы больше.

Я думаю, гораздо интереснее было бы для развития туризма в той же Грабовке разработать проект восстановления там панской усадьбы древнего гомельского шляхетского рода Фащей, которые там жили с середины XVI века. Вот у Фащей реально балы были, и это не имело никакого отношения к проезду где-то там Екатерины ІІ или Емельяна Пугачева.

Конечно, вначале нужно было бы провести исследования — опросить старожилов, собрать фотоматериалы, составить план, разыскать и выдать документы о Фащах и их имении в Грабовке (например, сохранился архив Фащей с документами XVI-XIX веков на несколько тысяч страниц) и прочее.

А есть еще историческая легенда о призраке грабовской Пани, и это не какой-то бред, придуманный местным председателем сельсовета, а реально существующая не менее ста лет среди жителей Грабовки легенда.

Однако это же титанический труд, чтобы поднять и актуализировать такой пласт местной истории, и результаты его еще неизвестно когда будут видны. Намного проще генерировать идеи больших трансконтинентальных проектов — таких красивых, притягательных, даже захватывающих, несмотря на то, что абсолютно пустых, мертвых и не имеющих почти ничего общего с действительностью.

По большому счету, этот проект — великолепный показатель реального сегодняшнего уровня развития исторического туризма на территории Гомельской области: сначала сто лет уничтожали то, что представляло красоту нашего края, после с завистью к соседям решили развивать свой туризм на этом историческом пепелище.

Но по причине абсолютного отсутствия объектов для демонстрации мы будем показывать банальности (аллею вдоль дороги), либо придумаем «красивую» легенду (бедный сапожник в Гомеле), ну на крайний вариант дадим задание сельсовету и деревенской школе раз в год проводить реконструкцию «интермедии XVIII века».

И в это же время будем продолжать уничтожать реально существующие исторические объекты — деревянную архитектуру Гомельщины (настоящую, а не придуманную уникальность нашего края), возведем районы панельных многоэтажек вокруг уникального городища эпохи железного века «Шведская горка» в Гомеле (вместо предложенного ландшафтного парка) и на берегу Сожа напротив гомельского парка Румянцевых-Паскевичей (чтобы окончательно уничтожить задумку архитекторов эпохи классицизма XVIII-XIX веков).

Может, на Гомельщине, как это было во всем мире, было бы лучше начинать развивать туризм с сохранения того, что еще не уничтожено и в будущем может потенциально служить архитектурными историческими объектами для привлечения внимания туристов?

Клас
33
Панылы сорам
7
Ха-ха
13
Ого
2
Сумна
4
Абуральна
9