Хрыстос Пантакратар Christ Pantacrator Христос Пантакратор

Христос всесильный — одна из древнейших икон. VI в., монастырь Святой Екатерины на полуострове Синай. Фото: Wikimedia Commons

Все серьезные историки соглашаются, Иисус из Назарета действительно существовал. Помимо Евангелий и сочинений первых христиан, о нем как реальном человеке упоминают иудейский историк Иосиф Флавий (37—100 годы), латинские авторы Тацит (58—120) и Светоний (70—140). Сведения об Иисусе имеются даже у сирийского писателя Мара бар Серапиона (50—?).

Несмотря на отсутствие материальных доказательств его существования, историки на основании разнообразных легендарных историй, которые были написаны не только спустя годы, а спустя столетия после смерти Иисуса, сумели косвенно определить некоторые детали его жизни.

Автор нового исследования «Иисус для историков. Между правдой и легендой» (Jésus des historiens. Entre vérité et légende) заведующий кафедрой «Происхождение христианства» в практической школе высшего образования (Париж) Пьерлуиджи Пьованелли (Pierluigi Piovanelli) утверждает, что Иисус еще не раскрыл всех своих тайн. Интервью с ученым публикует Le Monde.

По словам исследователя, открытие таких текстов, как папирусные кодексы, известные как библиотека Наг-Хамади, в 1947 году и рукописей Мертвого моря в 1948 годах произвели революцию в исследовании Иисуса как исторической личности. Эти тексты значительно расширили наши знания об интеллектуальном, духовном и культурном контексте Палестины того времени и позволили проложить мосты между древним иудаизмом и Иисусом.

Харизматичный лидер?

Иисус, отмечает Пьованелли, впечатлял всех. У некоторых он вызвал такой энтузиазм, что некоторые люди не колеблясь бросали все, даже семьи, и следовали за ним. С другой стороны, он вызвал ожесточенную враждебность своих противников.

Сегодня Иисуса назвали бы харизматичным лидером, которым считается лицо, выступающее в качестве катализатора силы группы и одновременно поддерживаемое этой группой.

Как объясняет ученый, исходя из такой точки зрения, он задался вопросом, как в таком консервативном обществе, как Палестина І века, кто-то мог развить такое большое доверие к своей личности, показать себя способным противостоять власти — как религиозной, так и политической — и обращаться к людям, заявляя, что знает их близко, изнутри.

В поисках ответа на этот вопрос, отмечает автор, он заинтересовался мистикой и представлениями Меркавы — давнего мистического учения в иудаизме, которое начало распространяться примерно в І веке до нашей эры, а во времена Иисуса имело много сторонников.

В центре этого учения — истории о восхождении к небесным дворцам и Престолу Божьему. В классической схеме, объясняет историк, верующий «возносится на небеса» во время мистического опыта. При этом он проходит через семь уровней (Семь Небес) перед тем, как попадает в тронный зал, где встречается с образом Божьим. После встречи он измененный возвращается на землю с ценной информацией.

Следы этого мистического учения можно найти в Старом Законе, когда пророком Исаии (Книга пророка Исаии, Глава 6) и Изекииля (Книга Пророка Изекииля, Главы 1 и 10) были явления «Престола Божия». В «Книге Еноха «— апокрифическом тексте Старого закона, который найден среди Рукописей Мертвого моря и датируется ІІІ веком до нашей эры, развивается идея о верующих, которых «вынесли» и тайным образом вознесли во дворец Божий, расположенный «на небесах». Там они получали удовольствие от аудиенции один на один.

Иисус — мистик иудаизма

Эти свидетельства, по мнению историка, дают основания для гипотезы о том, что Иисус был рукоположен в экстатические техники Меркавы до начала своей общественной деятельности. Это могло произойти еще в Галилее, или во время ученичества у Иоанна Предтечи, или когда его посвятили учителя из общины ессеев. В любом случае, почти бесспорный, по мнению Пьеванелли, тот факт, что Иисус был одним из первых великих мистиков иудаизма, что и могло вселять в него большую уверенность.

Ученый предлагает вспомнить эпизоды как из канонических, так и апокрифических Евангелий, которые, на его взгляд, напоминают мистические видения Иисуса. В так называемом «Евангелии Спасителя» — апокрифическом произведении, написанном на коптском языке в IV-V веках — можно прочитать о том, что Иисус, придя с апостолами на гору, начинает вместе с ними восхождение на небеса, которое должно привести их к «Престолу Отца».

А в «Евангелии от Марии» — другом апокрифическом тексте, Мария Магдалина представлена как любимая ученица Иисуса, которой он передал свои сокровенные тайны, переживает Вознесение и противостоит «семи силам», что очень близко к описанию в Меркаве.

В канонических Евангелиях, отмечает исследователь, у Иисуса также есть явления, он претерпевает формы транса, напоминающего опыт Меркавы. Однако эти элементы менее однозначны.

Prayer in Gethsemane, Heinrich Hoffmann, 1890. Молитва в Гефсимании, Генрих Гофман, 1890 г. Малітва ў Гефсіманіі, Генрых Хофман, 1890 г.

Молитва в Гефсимании, Генрих Хоффман, 1890. Фото: Wikimedia Commons

Среди них: описание крещения, во время которого небесный голос обращается непосредственно к Иисусу и посылает Дух Святой, соблазнение дьяволом на сороковые сутки поста в пустыне (его автор считает галлюцинацией), сцена апофеоза Иисуса на вершине самой высокой из Галилейских гор, когда неожиданно раздается голос с небес (Евангелие от Марка, 9, 2—8), молитва Иисуса в Гефсиманском саду, когда к нему спускается ангел, молитва на горе (Евангелие от Марка, 6, 46-48), с которой он видит своих учеников за сотни метров от себя внизу.

Но эти сцены далеки от описанных в Меркаве. Историк допускает, что рассказы могли быть переработаны и некоторые элементы изменены первыми христианами, которые особо не хотели на них ссылаться.

Согласно Меркаве верующий — Иисус или другой человек — может подняться к Богу, а после вернуться вниз на землю и поделиться своими знаниями с другими учениками, которые в итоге сами могут пережить тот же опыт. А это совсем не то послание, которое передано в истории об Иисусе как о Боге, который на некоторое время воплотился в человека, перед тем как вернуться на небеса.

Читайте еще:

Библия на белорусском языке: трудности перевода

Как выглядел Иисус? Криминалисты попытались дать ответ

Клас
30
Панылы сорам
4
Ха-ха
4
Ого
7
Сумна
7
Абуральна
10

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?