Китай, Китай и еще раз Китай

Изменения на рынке новых авто в Беларуси в течение года произошли кардинальные. Хотя процесс, когда в ответ на военную агрессию из России ушел ряд мировых автопроизводителей, был запущен еще в 2022 году (а раньше около 80% авто, которые продавали наши дилеры, производились в России), существенно рынок перестроился именно в 2023-м. 

Продавцам пришлось заново выстраивать свою работу, так как складские запасы распродались, а брать новые авто официальным дилерам особо неоткуда. Пришлось искать новые источники поставок.

Фото: onliner.by

Фото: onliner.by

Если в начале текущего года автодилеры сообщали о продаже 35 моделей новых легковых автомобилей, то в ноябре модельный ряд расширился до 75 моделей.

В основном на замену авто мировых брендов с указанием Made in Russia пришли машины Мade in China. И это уже чистокровные «китайцы».

Так, в Беларуси один за другим открывались новые дилерские центры ранее неизвестных белорусам китайских автомобильных брендов. Jetour, Voyah, Kaiyi, Li, BAIC — лишь часть новых марок из Поднебесной, появившихся в продаже в нашей стране в 2023 году.

По итогам ноября доля китайских марок среди легковых автомобилей превысила 84%. При этом около 70% дилерских продаж пришлось на белорусско-китайские Geely

Фото: geely.by

Фото: geely.by

Феноменальный рост продаж 

По сравнению с 2022 годом, продажи новых авто в Беларуси выросли. Только в январе и феврале дилеры продавали менее 1000 авто в месяц — 756 и 945 соответственно. Но даже и это много по сравнению с октябрем 2022 года, когда дилерам удалось реализовать только 452 авто.

Низкая база позволяла дилерам озвучивать просто бешеные цифры прироста. Так, в октябре рынок вырос на 486% по отношению к октябрю 2022 года (до 2,4 тыс. единиц). По итогам 11 месяцев рост составляет около 140%.

Рекордным стал ноябрь. Официальным дилерам удалось реализовать 3057 авто, из которых 2689 составили легковушки.

Согласно прогнозам Белорусской автомобильной ассоциации, по итогам года продажи дилеров могут достичь 25 тысяч авто, включая легкие коммерческие автомобили, что будет около 150% относительно прошлого года.

Однако цифры выглядят позитивно только по сравнению с 2022 годом, когда дилеры продали всего 17 234 единицы техники. В довоенном 2021 году белорусские дилеры продали 46 837 новых авто, а за 2020 год — 53 537.

Белорусы выбирают «отечественный» автопром?

Другим феноменом 2023 года можно назвать появление очередей на покупку Geely. В зависимости от модели, чтобы приобрести новую машину белорусско-китайского производства, нужно ждать от месяца до полугода. 

Тренд на китаизацию рынка подхватили не только официальные дилеры, но и серые импортеры. Автомобилями из Китая по заказу начали заниматься и некоторые фирмы-посредники, которые ранее специализировались на пригоне авто из Европы и США.

Фото: скриншот с сайта сarsusa.by

Фото: скриншот с сайта сarsusa.by

Пригон авто из ЕС и США

Как и в 2022 году, в этом году основными импортерами авто в Беларусь были физические лица. На основании данных за 9 месяцев текущего года можно предположить, что общая цифра импорта авто из третьих стран будет большей, чем в 2022-м, но не сильно. В прошлом году физлица ввезли в Беларусь более 80 тысяч авто. За январь-октябрь 2023-го — около 60 тысяч только из ЕС. 

Для сравнения, в 2021 году физлица импортировали из третьих стран всего около 34 500 авто. По итогам 2022 года импорт вырос в 2,4 раза. В этом году количественный прирост может быть в пределах 15-25% в год.

При этом стоит отметить, что в 2023 году из Европы начали ввозить больше новых авто, включая премиальный сегмент. Если за прошлый год из ЕС в Беларусь отправили авто почти на 1,5 миллиарда евро, то только за 9 месяцев этого года этот показатель составил около 1,7 миллиарда евро.

Следовательно, средняя стоимость авто, которое едет из Европы в Беларусь, превышает 28 тысяч евро.

Разгром ABW.by

И если для представителей автомобильного бизнеса 2023 год был точно не самым худшим, то для издания «Автобизнес» (abw.by) он стал последним. Ведущий автомобильный портал с тридцатилетней историей фактически закончил свое существование из-за репрессий со стороны властей. 

Фото: abw.by

Фото: abw.by

Редакция впервые пострадала от силовиков в июне 2022 года. Тогда были задержаны главный редактор Юлия Мудревская, редактор спецпроектов Юрий Гладчук и выпускающий редактор Вадим Зенкевич. 

Зенкевичу дали 13 суток. На Мудревскую и Гладчука завели уголовные дела. Юлии присудили полтора года колонии (обвинили по статье 342 УК, «организация или подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, или участие в них»), а Юрию — два с половиной (та же статья 342, а также 368 — «оскорбление Лукашенко»).

Но работу портал продолжил.

Второй раз редакция столкнулась с силовиками в конце октября 2023 года. Тогда задержали и обвинили в участии в протестах и негативных комментариях нового директора портала Виталия Полякова.

В конце сообщения под видео с Поляковым ГУБОПиК угрожал собственникам бизнеса, которые на тот момент находились в отпуске. Силовики издевательски написали, что те должны «готовиться, потому что силы им скоро пригодятся». В результате издание аbw.by прекратило существование.

Читайте также: 

VW впервые показал новый Transporter. Фанаты марки могут быть разочарованы, так как это будет не совсем Volkswagen

Гродненский автофестиваль выпустил горячий календарь на 2024 год

Клас
6
Панылы сорам
5
Ха-ха
1
Ого
0
Сумна
2
Абуральна
9

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?