С самого начала существования «Мадеры» Юра расставил все точки над «і» — его резюме ярко отражало творческие устремления:

«Не следуя за местными вредителями-шоубизнесменами, «Мадера Хард Блюз» ввела в свою программу еще более неформатные произведения. Никого не боясь, ни перед кем не стелясь, группа рок-н-роллит по-честному, назло и на зависть назойливым и бездарным, надоевшим до тошноты приспособленцам….»

Такая была у него радикальная позиция — он не принимал и сразу вычислял искусственность в творчестве. Не любил официальную эстраду, терпеть не мог попсу. Всегда интересовался джазовой музыкой, был в восторге от раннего джаза и от его феноменальной популярности у простых людей. Имел невероятный музыкальный вкус, хорошо знал и ориентировался на творчество очень интересных блюзовых и роковых исполнителей.

Юра родился 9 января 1957 года в Минске. В 1979-м окончил Театрально-художественный институт (ныне Академия искусств), учился на отделении керамики.

Музыкой увлекался с подросткового возраста, еще в школе создал группу, которая играла инструментальную музыку. С началом учебы в институте стал играть в группе «Антиквар», с которой сотрудничал до 1984 года.

Что касается джазового направления, то этой музыке Юра посвятил значительный период своей жизни. Играл во многих коллективах — например, в группе «Стандарт», с которой участвовал во Всесоюзном джазовом фестивале «Ритмы Хибин», проходившем в арктической зоне на Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области в 1982 году. А в 1983-м «Стандарт» с Юрием Михайловым принимали участие во Всесоюзном джазовом фестивале «Витебская осень».

В советское время «честную и правильную музыку» можно было играть разве что в ресторанах. С 1983 по 1986 год Юра Михайлов играл в группе Виталия Новицкого в культовом минском кафе «Сузор’е» (откуда, кстати, ранее вышла знаменитая группа «Сузор’е»). Во время перестройки, во времена горбачевской оттепели, открылись несколько иные возможности для музыкантов — и Юра в родном Минске работал аж от Ашхабадской филармонии. Но не только в Минске — в других городах СССР тоже, например, в Москве и в Сочи.

«Ресторанный период»

«Ресторанный период»

В конце 1980-х выступал в знаменитом коллективе Авенира Вайнштейна «Белорусский диксиленд». Гитарист Михайлов был немного в необычном для себя амплуа — играл на банджо репертуар от Луи Армстронга до Джеймса Брауна и Рэя Чарлза. Кстати, фирменную «Песенку о диксиленде» авторства Вайнштейна исполняла Алена Свиридова — позже суперзвезда на всем постсоветском пространстве, — которая сотрудничала с коллективом в то же время, когда там играл и Юрий Михайлов.

Было некоторое время, когда Юра музыкой активно не занимался, а в 1996-1997 году начал играть в группе Bros. In Blues с братьями Козловскими (Андрей — соло-гитара, вокал и Алексей — бас-гитара, вокал) и с их неразлучным коллегой на барабанах Андреем Филатовым (все экс-«Сузор’е»).

Именно тогда, в 1996 году, посчастливилось познакомиться с этим скромным и очень талантливым человеком. Как раз во время поездки в Витебск, где в одном из шикарных залов был организован блюзовый мини-фестиваль как продолжение большого столичного: из Минска приехали Blue Street Friends, «Камерата» и Bros. In Blues, а местное музыкальное сообщество представляла Витебская группа «Вокзал». Геннадий Стариков, президент блюзового Star-Club и главный организатор фестиваля «Блюз живет в Минске», назначил меня своим «пресс-атташе», и первым, с кем мне довелось поговорить, исполняя новые обязанности, был как раз Юра Михайлов.

Статья в музыкальной газете «Немига» (1996). Юрий Михайлов на верхнем снимке слева

Статья в музыкальной газете «Немига» (1996). Юрий Михайлов на верхнем снимке слева

В скором времени состоялась очень важная для Юры встреча — во время поездки в 1997 году на киевский фестиваль Make Blues Not War (какой трагический контекст приобретает сейчас это название!). Дело в том, что хедлайнером в Киеве был Мик Тейлор, бывший гитарист «Роллинг Стоунз», и Юре посчастливилось три раза играть с ним на одной сцене. Михайлов очень ценил этот опыт и мало кому рассказывал, что второй гитарист из группы Тейлора подошел к Юре после одного из концертов и выразил свое восхищение его мастерством игры слайдовой техникой, которую наш гитарист использовал во время выступлений с Bros. In Blues.

Потом Юра регулярно появлялся на выступлениях в «Стар-клубе» и играл с разными музыкантами, по сути безымянными составами вроде «Юрий Михайлов и бэнд», пытаясь наладить контакты, имея в виду создание более-менее постоянной группы.

Такая возможность появилась неожиданно. В 2000 году с легкой руки Олега Климова, шеф-редактора издания «Музыкальная газета», для Юрия Михайлова передали приглашение поучаствовать в фестивале Kaliningrad In Rock. Поскольку постоянного состава не имелось, Юра в очередной раз начал собирать музыкантов и обратился к своему другу, гитаристу и вокалисту Сергею Огарку. Тот предложил присоединить ритм-секцию в лицах бас-гитариста Славы Федорова и барабанщика Виталия Самохвалова.

Времени оставалось немного, менее месяца, поэтому новые друзья активно взялись за дело и быстро подготовили программу полностью из Юриных песен. Надо было придумать название новому коллективу, и позже Юра с улыбкой вспоминал: «К поискам названия отнеслись немного иронично. Хард-блюз — это тяжелый блюз. То есть, блюзовая импровизационная основа, пришедшая из Америки. Понятно, что у нас она такая и есть — более тяжелая. А логика появления в названии группы португальского вина с острова Мадейра объяснялась тем, что изначально хотели назвать «Текила Хард Блюз» (как отсылка к американскому континенту), но вовремя вспомнили, что есть питерская команда «Текила-джаз».

Музыкантов «Мадеры» в начале 2000-х можно было часто послушать в кафе «Блюз» на открытой площадке

Музыкантов «Мадеры» в начале 2000-х можно было часто послушать в кафе «Блюз» на открытой площадке

Участие в Калининградском фестивале стало сильным дебютом — музыканты сами не ожидали, что их поездка на берег Балтийского моря станет пусть маленькой, но сенсацией в прессе. Группу заметили, начали приглашать на интервью, на теле— и радиопередачи. И музыканты подтвердили, что остаются вместе с Юрой дальше, что группа перестает быть одноразовым проектом.

Со временем появилась существенная помощь — неравнодушные люди предоставили «Мадере» в пользование помещение для собственной репетиционной базы вместе с комплектом отличного оборудования, разработали и сшили недешевую сценическую одежду и, более того, помогли записать дебютный альбом на одной из самых престижных студий звукозаписи. У группы появился собственный менеджмент.

Одним из значимых событий в биографии группы было участие «Мадеры Хард Блюз» в польском фестивале NOC bluesowa в городе Рава-Мазовецка в 2005 году. Там музыкантам посчастливилось играть на одной сцене с легендарной командой из Великобритании Ten Years After.

Во время одной из встреч в Минске в 2001 году

Во время одной из встреч в Минске в 2001 году

В течение 2000-х мы часто играли на одной сцене, потому что моя собственная группа, тоже блюзового направления, была создана почти что одновременно с «Мадерой». Начиная с самых первых фестивалей это были интересные отношения, а иногда и сотрудничество на множестве фестивалей: «Большие маневры» в Минске, «Рок-Кола» в Новополоцке, «Рок-сентябрь» в Белыничах и Могилеве — это еще 2001 год. А позже «Блюз живет в Минске» (2005 и 2007), «Varg-show-2006», «Грифомания-2008», совместные концерты в Театре русского романса и в «Граффити» примерно в 2006-2008 годах.

Выступление на 40-летии и Минского бит-фестиваля, организованном «Стар-клубом» 12 апреля 2008 года

Выступление на 40-летии и Минского бит-фестиваля, организованном «Стар-клубом» 12 апреля 2008 года

Тогда у нас была одна ритм-секция на две группы. Таня Грунтович, басистка White Night Blues, на том выступлении сыграла также и с Юрой Михайловым по его просьбе, а барабанщик «Мадеры» Виталик Самохвалов по моей просьбе заиграл с White Night Blues.

В «Мадере» происходили определенные изменения в составе, например, после 2002 года бас-гитариста Славу Федорова заменил Андрей Достанко. А ближе к концу 2000-х ушел вокалист и гитарист Сергей Огарок. Были попытки найти нового фронтмена (например, одно время с группой сотрудничал Георгий Высоцкий, известный ранее по участию в «Лявонах» и «Буржуазии»). Однако свое 10-летие группа встретила в формате трио.

Наша последняя встреча в 2018 году на 50-летии І Минского бит-фестиваля

Наша последняя встреча в 2018 году на 50-летии І Минского бит-фестиваля

В 2010 годах выступления «Мадеры» происходили уже не так часто. Сказывалась Юрина пагубная привычка. Коллеги-музыканты, как могли, спасали ситуацию. Иногда удавалось исправить положение, но ненадолго. Юра все чаще и надолго «пропадал», не отвечал на звонки, не выходил на связь. В конце концов все это привело к печальному финалу.

Необходимо сказать о Юре как художнике высокого международного уровня. Карикатуриста Юрия Михайлова без преувеличения знали во всем мире. Он награжден множеством интернациональных дипломов, его рисунки размещались во многих зарубежных изданиях. В 1990-х Юра активно печатался и в отечественной прессе. Есть мнение, что особенно его юмористические работы были оценены в Японии.

В начале 2000-х я приехал к Юре домой брать интервью для гитарного журнала «Грифоман». И когда попросил показать какие-нибудь награды, связанные с его творчеством как художника, Юра вывалил на стол гору артефактов — множество дипломов, буклетов, художественных альбомов, постеров из десятков стран мира

В начале 2000-х я приехал к Юре домой брать интервью для гитарного журнала «Грифоман». И когда попросил показать какие-нибудь награды, связанные с его творчеством как художника, Юра вывалил на стол гору артефактов — множество дипломов, буклетов, художественных альбомов, постеров из десятков стран мира

Однажды во время интервью одному из музыкальных изданий Юра Михайлов рассказывал о музыке, которая на него повлияла, о кумирах детства и творческих авторитетах, о встречах с Миком Тейлором, с Ten Years After, кстати, тогда же в один ряд с этими суперзвездами поставил белорусского бас-гитариста Николая Неронского. А журналистка спросила: «С кем из великих музыкантов хотелось бы выступить?» И Юра вдруг ответил: «С Джими Хендриксом. Не потому, что его называют гитаристом номер один планеты. Он — музыкальная глыба, он для меня настоящая легенда. На самом деле я люблю многих гитаристов, но никто из них не займет место Джими Хендрикса».

Я почему-то уверен, что там, в других небесных просторах, Юра обязательно заиграет отличный блюзовый джем вместе с Джимми…

Читайте также:

Умерла правнучка Франтишка Богушевича

Умер Валерий Морозов

Умер белорусский художник и филолог Адам Калюта

Клас
2
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
1
Сумна
35
Абуральна
3