Как минимум 200 000 лет дети воспитывались в условиях социальной среды с несколькими воспитателями, так как защитить малышей от огромного количества неизвестных угроз можно было только общиной. Но детские психологи ХХ века концентрировались на изучении связи матери и ребенка. Это было связано с доминирующими в то время социальными нормами и стереотипами о соответствующих ролях матери и отца, когда отец рассматривался в основном как тот, кто «зарабатывает деньги».

The Conversation рассказывает о более чем 20 исследователях, изучающих детскую привязанность и объединившихся вместе, чтобы ответить на вопрос: как привязанность к обоим родителям влияет на социально-эмоциональные и когнитивные способности детей?

Исследование материцентричной привязанности

У детей развивается привязанность к тем людям, которые присутствуют вокруг них долгое время. Для большинства детей это, естественно, мама и папа. Социологи широко классифицируют отношения привязанности как надежные и ненадежные. 

При надежных отношениях с воспитателем — если ребенок встревожен (например, эмоционально или физически ранен) — он ожидает, что этот воспитатель будет доступен и эмоционально поддержит. И наоборот: дети, которые не уверены в наличии поддержки и опеки тогда, когда им такая поддержка нужна, скорее всего, сформируют ненадежные отношения привязанности.

В США и Европе основным опекуном часто считается мать. Соответственно, исследователи ранее почти исключительно сосредотачивались на роли матери в отношениях привязанности. Матери также были и доступнее для исследователей: они с большей готовностью соглашались участвовать в исследованиях, чем отцы или другие воспитатели (бабушки, дедушки и профессиональные опекуны).

Кроме того, многие исследователи предполагали, что существует так называемая «иерархия» в родительской опеке, в которой привязанность к матери рассматривалась как более важная для понимания развития ребенка, чем привязанность к «вторичным» опекунам, например к отцу.

Уже в конце 1980-х годов некоторые ученые признали необходимость более широкой оценки влияния взаимоотношений привязанности детей на траектории их развития. Но исследований было мало.

Сейчас более двух десятков социологов из восьми стран мира, интересующихся вопросами об отношениях привязанности, сотрудничают вместе, чтобы вникнуть в вопрос.

Чем больше «надежных отношений», тем лучше

Первым шагом, который сделала группа исследователей, была компиляция всех имеющихся данных за последние 40 лет. Они изучили предыдущие исследования отношений привязанности к обоим родителям для более чем 1000 детей. Исследователи разделили всех малышей на четыре группы:

  • дети с надежными отношениями с матерью и отцом;
  • дети с надежной привязанностью к матери и ненадежной привязанностью к отцу;
  • дети с ненадежной привязанностью к матери и надежной привязанностью к отцу;
  • дети с ненадежной привязанностью к обоим родителям.

В двух отдельных исследованиях было оценено, как влияет привязанность детей к обоим родителям на психическое здоровье и языковую компетенцию. В этих исследованиях отношения привязанности детей оценивались во время наблюдения за поведением малышей во время краткой разлуки с каждым из родителей в различных ситуациях.

Оказалось, что дети, которые одновременно имели надежные отношения привязанности с обоими родителями, испытывали меньше симптомов тревоги и депрессии и демонстрировали лучшие языковые навыки, чем дети с привязанностью только к одному из родителей или вообще без надежных отношений привязанности к кому-то из родителей.

Почему же наблюдался такой эффект? Хотя исследователи не смогли дать точный ответ на этот вопрос в своем исследовании, они предположили о возможных механизмах, ведущих к полученному результату. Например, подумайте о ребенке, который доверяет обоим родителям и уверенен, что они будут рядом в сложных ситуациях.

Все дети иногда испытывают печаль, гнев или отчаяние. Но поскольку ребенок с двойной надежной привязанностью может легко обратиться к родителям за помощью и поддержкой, он быстро снимает негативные эмоции, они не выливаются в непослушание или тревогу, депрессию. Такой ребенок не нуждается в том, чтобы тратить эмоциональную энергию на выяснение местонахождения родителей, он тем самым развивается более предприимчивым, пытливым, способным к риску. Это дает маленькому человеку больше опыта, которым он может поделиться и о котором может говорить. Отсюда и более широкий диапазон и количество речевого выражения, что помогает расширять языковые навыки.

Мать — это еще не все

Исследователи подчеркивают, что они не нашли проявлений той самой «иерархии важности» родителей. Дети с надежной привязанностью только к маме и дети с надежной привязанностью только к папе статистически не различались в результатах оценки психического здоровья и языковой компетенции.

Эти выводы подтверждают важную правду: мать и отец одинаково важны в воспитании детей и выводе их на оптимальные траектории развития. Другими словами, важно именно количество надежных отношений, которые развиваются у ребенка в семье, а не конкретный пол взрослого, с которым установились эти надежные отношения.

Среди прочего, исследователи обнаружили, что дети прекрасно развивались и когда развивали надежные отношения привязанности и в нетрадиционных семьях (например, в семьях с однополыми родителями).

Команда говорит, что будущие исследования должны также проанализировать другие семейные сети, включающие других опекунов, кроме непосредственно родителей: например, бабушек и дедушек, которые часто берут активную роль в воспитании детей.

Читайте также:

Как воспитать у детей умение «правильно» сердиться

Как правильно давать деньги своим детям?

Почему дети плохо себя ведут, когда устали

Клас
11
Панылы сорам
2
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
1