Іван Краўцоў Иван Кравцов Ivan Kravcov

Иван Кравцов считает, что санкции вредят Беларуси. Скрин видео «Ток»

Санкции и судьба белорусов

Иван Кравцов считает, что санкции вредят Беларуси.

«Санкции — это как химиотерапия, которая убивает плохие клетки вместе с хорошими. Но химиотерапию прекращают, если не удалось убить рак или существует угроза убить все. Санкции должны работать, быть эффективным инструментом для переговоров. Ведь санкции мешают накапливать энергию в обществе», — считает Иван.

Он говорит, что в нынешних условиях, когда закрыты границы, люди начинают больше ездить в Россию. В сложившейся ситуации, на взгляд Ивана, виноват не только Лукашенко, но и другая сторона.

«Почему поезда не ходят в Вильнюс? Я этого не понимаю. Что, Лукашенко пользуется электричками?»

Кравцов считает, что санкции — это инструмент не оппозиции, а Запада. На его взгляд, если даже будут переговоры об освобождении политических заключенных, то они будут без участия белорусской оппозиции. Ее возможное участие он очерчивает только в консультативном формате.

Санкции в сегодняшних условиях, на взгляд Кравцова, не имеют той силы, что имели раньше. Но вопрос не в том, какой есть другой механизм, а в том, что можно делать в актуальной ситуации:

«У нас сейчас есть конкретная проблема. Она заключается в том, что общество теряет себя. Люди не могут поехать в Евросоюз, а начинают быть закрытыми в Беларуси. У нас весь бизнес переключается на Россию. Там открывают кафе, филиалы и так далее. Мы этого хотим? Мы хотим пять лет из Варшавы смотреть, как Беларусь переключается на Россию? Как люди перестают ездить учиться на Запад, а начинают ездить учиться в Питер?»

Иван замечает, что в вопросе санкций очень важно признать, что Лукашенко удалось в 2020 году удержаться у власти. Он объясняет, что не перевернул страницу, как говорится, но рассуждает, что можно делать именно в нынешних условиях.

«Потому что парадигма действий офиса Светланы Тихановской, НАУ и других до сегодняшнего дня находится в ситуации 2020 года. Они пытаются доиграть вот этот сюжет: еще немножечко, мы сейчас поднажмем, и все равно 2020 год победит. Но 2020-й не сменил режима Лукашенко.

2020-й консолидировал белорусское общество. Говорят, что он создал гражданскую нацию. 2020 год — суперважная история в нашем учебнике. Эффекты 2020-го будут еще долго. Но надо давать себе отчет, в какой ситуации ты находишься», — высказывает свое видение Кравцов.

Санкции, подчеркивает Иван, работают крайне несущественно и не приведут к смене режима. Поэтому говорить, что санкции — инструмент для смены режима, не соответствует реальности.

Что делать, когда вариантов почти нет

Иван не может сказать, что нужно делать в актуальной ситуации.

«Я в этом случае пессимистично смотрю. Я не уверен, что мы сможем это сделать, потому что много энергии, которая питает в том числе и то, что сейчас делается, лежит в плоскости 2020 года.

Полагаю, что Павлу Латушко будет трудно себе самому сказать «Я не буду министром». И тут вопрос жизненной философии. Кому-то проще продолжать действовать, как бы долбить стену — мы когда-то это придумали, но мы не говорили о том, что сейчас происходит.

Но у кого-то жизненная философия другая. Кто-то понимает, что в определенный момент необходимо остановиться и подумать, что иногда то, что тебе кажется очень правильным, эффективным, единственно возможным, приводит к тому, что ты что-то пропускаешь. Если ты видишь только один вариант, это уже подозрительно»,

— объясняет Кравцов и отмечает, что в сегодняшней ситуации основная задача — демократизация Беларуси. А вот как к этому прийти — другой вопрос.

«Большая ошибка, которую повторяют много раз, — это упираться в Лукашенко, говорить: «Вот Лукашенко уйдет, и все получится». Но ничего не получится. Кочанова придет, Сергеенко, кто-то еще. В этой закрытой системе у них будет больше возможностей узурпировать власть», — считает Кравцов.

Он подчеркивает, что люди в 2020-м решили, что хотят продемонстрировать свое несогласие с политикой в стране. И с этим власти и оппозиция должны считаться. Поэтому, замечает Иван, если говорить о санкциях и визах, то тоже нужно считаться с людьми:

«Ты оппозиционер, сидишь за границей, и у тебя теоретически все классно: ты борешься с режимом. Но в Беларуси 9 миллионов человек, у которых тоже есть свои потребности, свое видение. Так, может, надо считаться с этими людьми? Может, вопрос не в том, чтобы быть самым классным революционером, а в том, чтобы подумать, как нам выйти из этой сложной ситуации. Обидно то, что хороших вариантов практически не осталось. И ты остаешься с тем, чтобы ждать, когда на горизонте появится хороший вариант».

Иван Кравцов считает, что поездки и встречи представителей демсил — это тоже форма активного ожидания: «То, что Франко удалось создать команду — это тоже актив, который принесет пользу всем белорусам. Другое дело, что не всегда для определенной ситуации у тебя есть необходимые инструменты. Тебе нужен гаечный ключ, а у тебя отвертка. Говорить, что отвертка — что-то плохое, нельзя.

Супер, что у нас есть люди, которые говорят о Беларуси на Западе. Но если мы говорим о достижении результата, то пока я не вижу, как это нам поможет достичь результата. К сожалению, пока это только поддержка существующего состояния в немного лучшем виде».

Смотрите полностью:

Клас
17
Панылы сорам
17
Ха-ха
5
Ого
4
Сумна
1
Абуральна
8