К шопингу во время распродаж нужно относится как к захватывающей игре, где у каждой команды есть свои свои интересы. Покупатели играют за тех, чья основная цель — сэкономить. Продавцы — за тех, кто пытается заработать и продать больше. Чтобы остаться в выигрыше, каждая сторона использует свои «крючки» и хитрые приемы. Как правило побеждает тот, кто больше знает о стратегии своего противника. 

Как нас заставляют покупать больше

Дофаминовый крючок

Крупные бренды знают своего потребителя «в лицо». Они хорошо понимают не только то, сколько вам лет, какое ваше материальное положение и к каким лидерам мнений вы прислушиваетесь, но и более тонкие детали. Например, они знают, что приводит вас в магазин и какую в действительности цель вы преследуете. Ведь, зачастую, за шопингом стоит куда больше, чем обычное обновление гардероба: отправляясь в поход по магазинам, мы прежде всего ищем положительные эмоции и только потом — вещи.

Покупая товар с большой скидкой, мозгу кажется, что мы делаем что-то очень важное и полезное. Чтобы простимулировать человека продолжить этот процесс, он начинает вырабатывать гормоны дофамин и эндорфин, которые дарят человеку чувство счастья и эйфории. Поэтому, мы уходим из магазина окрыленными, но часто с пустыми карманами.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Чтобы не попасться на дофаминовый крючок, нужно сыграть на опережение — дать себе повод для радости за несколько часов до похода по магазинам. Можно позавтракать дома с красивой сервировкой или выпить чашку вкусного кофе в любимой кофейне. Так вы не будете использовать покупки как «таблетку», которая помогает вам почувствовать себя счастливее и купите только то, что вам действительно нужно.

Азарт

Человек — существо социальное, поэтому наше поведение подвержено внутригрупповым искажениям. Так, видя очереди у касс, у нас возникает непроизвольный интерес и желание приобрести то, зачем выстроились сородичи. Устроители распродаж знают об этой особенности и, чтобы собрать в одном месте побольше людей, ограничивают время действия скидок, чем создают непродолжительный ажиотаж. К интересу добавляется тревога — нужно купить вещь, за которой пришли другие люди, пока вас никто не опередил. 

Поддаться инстинктам легче, чем внимать голосу разума. И все же, есть простое упражнение, которое поможет не следовать действиям толпы. Все просто: посмотрите на очереди к кассам или на покупателей в торговом зале и оцените их выбор. Подойдите к заданию ответственно: представьте, идут ли людям эти вещи и будет ли выбранная одежда актуальна в следующем сезоне. А теперь подсчитайте, какое количество покупателей сейчас купят вещи, которые им не нужны. Такое упражнение позволяет посмотреть на ситуацию со стороны и притормозить, если хочется покупать, просто потому, что так делают все.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Эффектные цифры

Если вам удалось самое сложное — обмануть свой мозг на этапе инстинктов, постарайтесь не угодить в ловушку «красивых цифр».

Продавцы часто преподносят распродажу не только как возможность сберечь, но и как способ приумножить деньги. Для этого они используют слоганы-обманки, например: «Купив наш телевизор, вы сэкономите 1000 рублей!». Мозг воспринимает такой призыв как возможность для «заработка» на разнице цен и начинает придумывать, куда еще можно потратить освободившуюся тысячу. Как итог, человек покупает и телевизор, и несколько ненужных товаров в довесок.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Предупрежден — значит вооружен. Вспоминайте об этой манипуляции, когда руки потянутся за товаром под таким ценником. Даже, если в моменте вам кажется, что такая покупка будет удачной, не спешите. Вернитесь домой и проверьте цены на данную модель в интернете. Если слоган действительно оправдывает себя — за товаром можно возвращаться.

Самый простой и в то же время действенный трюк продавцов — неокругленные цены. Товар с такой ценой мы оцениваем дешевле: блузка за 19,99 в нашем восприятии будет стоить 19, а не 20 рублей. Разница в копейку вполне может отправить эту вещь в вашу корзину, поэтому важно проговарить себе стоимость, округленную в большую сторону. 

Как выйти с распродажи победителем

Теперь, когда вы знаете приемы, которые противник будет использовать, чтобы вас обыграть, разработайте план своей победы.

Для начала, подготовьтесь к шопингу: наведите порядок в шкафу, аккуратно разложите вещи и прикиньте, какой именно одежды вам не хватает. Возьмите этот список с собой в магазин и старайтесь не слишком от него отклоняться.

Составляя план покупок, обратите внимание на верхнюю одежду. Если вам не помешает новое пальто, шопинг следует начать с поиска именно его — скидка на эту вещь будет особенно ощутимой, а покупка в сезон распродаж — оправданной.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Если вы совершаете импульсивные покупки, поставьте себе рамки. Заранее определите, какую сумму вы готовы потратить и сколько времени хотите провести в магазинах. Переведите выбранную сумму на отдельную карту или возьмите ее наличными. Все остальные деньги оставьте дома. Перед выходом заведите будильник и выходите из магазина, когда он прозвенит. Если велик шанс его проигнорировать, назначьте встречу сразу после ожидаемого окончания шопинга.

Помните о том, что закон предусмотрел срок возврата вещей — чаще всего он составляет от двух недель до месяца. Поэтому, обязательно сохраните чек и устройте повторную примерку дома. Оценив одежду в реальном освещении и примерив ее со своими вещами, принимайте решение, оставлять ее или возвращать в магазин. 

Используйте эти нехитрые правила отправляясь на поиски обновок. Уверены, с ними ваш шопинг в сезон распродаж действительно станет экономным.

Читайте также:

10 платьев белорусских брендов, которые спасут в летний зной

Клас
6
Панылы сорам
0
Ха-ха
1
Ого
1
Сумна
2
Абуральна
4