Участники акции собрались возле Литовской национальной библиотеки и двинулись к Кафедральной площади в Вильнюсе. Задача акции — сделать более видимыми ЛГБТК+ представителей, выступить за толерантное отношение к ним, защиту прав человека независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Режим Лукашенко допускает издевательства над ЛГБТК+.

Так, например, на милицейских видео задержанных заставляют говорить о своей сексуальной ориентации.

В 2021 году в Беларуси были ликвидированы практически все независимые организации гражданского общества, работающие с темой ЛГБТК+.

Начиная с 2022 года, белорусские провластные медиа началі транслировать позицию российских властей касательно сообщества ЛГБТК+.

Еще одной тревожной новостью стали предложения Генеральной прокуратуры ввести ответственность за «пропаганду ЛГБТ, смены пола, чайлдфри».

Марго, шедшая во главе колонны, тянула за собой игрушечный автозак розового цвета. Его она и другие участники марша сделали из картона.

«Думали, какой символ можно было бы использовать, который связан с Беларусью. Решили выбрать автозак — силовики используют его в качестве символа страха, задержаний, пыток. Мы его забрали себе, переработали и сделали так, чтобы он рассказывал о наших ценностях, целях.

Вижу это как подготовку к белорусскому прайду в стране. Мы возьмем настоящие автозаки, переделаем их в драгбасы, на которых будем делать красивые парады», — рассказала Маргарита.

Во время шествия веревка, за которую тянули автозак, порвалась. У некоторых возникла ассоциация с протестами в Беларуси в 2020-м — как настоящие автозаки тогда блокировали марши. Но проблему быстро решили, — игрушечный автозак снова мог «ехать» в колонне.

Были в Вильнюсе и те, кто пришел возмутиться прайдом. Например, христианские верующие.

За розовым автозаком участники прайда несли радугу, которая была обмотана колючей проволокой.

«Радуга — символ ЛГБТК+ сообщества, обернули ее проволокой, ведь в Беларуси даже радуга может быть арестована», — говорит Марго.

В прайд-параде участвовала Ольга Горбунова, представительница Объединенного переходного кабинета по социальным вопросам. Она держала плакат с такой надписью: «Моя любовь сильнее страха».

Ольга Горбунова, представительница Объединенного переходного кабинета по социальным вопросам, на прайде в Вильнюсе

Ольга Горбунова, представительница Объединенного переходного кабинета по социальным вопросам, на прайде в Вильнюсе

Это фраза подруги Ольги, которая находится в Беларуси.

«Она таким образом участвует в прайде вместе с нами, — рассказывает Ольга «НН». — Это фраза и про Беларусь, и про квир. Прайды проводить в новой Беларуси важно, ведь права человека — для всех.

Понимаю, что все наследие совка используют в войнах, репрессиях, всегда страдают квир-люди, как и остальные, безусловно.

Но игнорировать это уже просто невозможно, очень рада, что столько молодежи не боятся делать свой голос громким. Кто в новой Беларуси сможет проигнорировать вот этих всех замечательных людей? Никто. Я уверена, что когда-то в Минске будет огромный прайд, который будет безопасным».

В колонне белорусов шел парень с необычным убором на голове — строительной каской, на которую он поставил радужный фаллос.

Участники прайда несли большой бело-красно-белый флаг

Участники прайда несли большой бело-красно-белый флаг

«После прошлого прайда искал фотографии по всему миру и увидел мужчину, у которого такая каска была, — рассказывает Глеб. — Я специально заказал себе фаллос из Китая, каску нашел в гуманитарной помощи. Сделал себе такую. 

Мне не стыдно абсолютно быть с этими людьми, я такой, какой есть. 

Вообще я хотел бы, чтобы первый белорусский прайд состоялся в моем родном городе — Солигорске. Чтобы пришли шахтеры нас поддержать. Сам три года отработал в шахте, очень хочется, чтобы эти люди шли впереди колонны. А дальше было бы классно, чтобы эстафета переходила другому городу».

«Начал выдумывать истории о том, что у меня есть девушка»

Белорус Антон, участвовавший в шествии, поделился с «НН» своей личной историей.

В подростковом возрасте Антон понял, что ему нравятся парни. Свой камин-аут он сделал в школе — в 16 лет. Сейчас ему 22.

Антон сделал камин-аут в 16 лет. «Был ужасный страх», — вспоминает он, что переживал тогда

Антон сделал камин-аут в 16 лет. «Был ужасный страх», — вспоминает он, что переживал тогда

«Рассказал двум своим близким подругам. Думал, что это облегчит мое внутреннее напряжение. Но одна из них не смогла меня такого принять, был разговор о том, почему я рассказываю об этом только им, а не всем. Она тогда поделилась новостью о таком моем статусе со своим парнем. Боялся, что он кому-то расскажет, был ужасный страх. Я начал выдумывать истории о том, что у меня есть девушка в другом городе, начал гипперконтролировать, что я говорю, чтобы не казаться гейским. Очень боялся самого слова «гей».

Стало легче, когда я переехал в Минск, там появилось много друзей. Сначала тоже им врал про наличие девушки, но настал момент, когда я понял, что не хочу больше врать. Начал постепенно рассказывать», — делится Антон.

«Было страшно просто признаться себе самому в том, что ты гей. В подростковом возрасте думал, что это временно, изменится, у меня будут жена и дети. Все, как у всех. Но чем старше становишься, тем труднее было казаться тем, кем не являешься», — говорит он.

В прайде Антон участвует второй раз.

«Многие гомофобы и люди, которые не понимают контекст ЛГБТК+ сообщества думают, что это «праздник извращенцев». А это протест, борьба за права и способ показать, что сообщество такое существует, демонстрация солидарности.

Парень считает, что введение ответственности за «пропаганду ЛГБТ, смену пола, чайлдфри и педофилии», которую хотят принять в Беларуси, маргинализирует сообщество.

«Все ставится в один ряд с педофилией, это уже маргинализация. Думаю, что если закон будет принят, то в Беларуси начнется еще большая волна дискриминации и непринятия себя», — уверен Антон.

«Определяю себя как пансексуалка»

Белоруска Маргарита поняла, что у нее ненормативная сексуальная ориентация, когда ей было 14 лет.

Маргарита на «Параде гордости» в Вильнюсе

Маргарита на «Параде гордости» в Вильнюсе

«Просто почувствовала какую-то огромную любовь, любовь к людям (даже необязательно как сексуальное влечение). Понятно, что мне без разницы, какую идентичность, ориентацию, внешние признаки имеет человек. Это осознание было для меня первым шагом к принятию того, что я пансексуалка», — рассказывает она.

Теперь девушке 22, она определяет себя как пансексуалка.

«Не заявляла об этом открыто в школе в Беларуси, поэтому я не сильно столкнулась с какой-либо дискриминацией», — говорит девушка.

Маргарита — председатель Белорусской национальной молодежной инициативы РАДА, состоящая из 38 молодежных организаций. Среди них есть и ЛГБТ-сообщество.

«Наблюдаю за их работой с уязвимыми группами (а таковыми являются люди в Беларуси), могу сказать, что белорусское общество часто под словом «ЛГБТ» подразумевает какой-то негативный контекст и даже оскорбление.

Например, я выражаю себя, свою идентичность в том числе через внешность. Использую блестки, например (не потому, что ЛГБТ-персона, а просто мне нравится выражать себя в такой манере), и это используется как возможность для насмешек. Даже мои коллеги по НГОшному сообществу, которое, по идее, должно быть мягким и комфортным, реагирует крайне негативно на способы выражения таким образом своей идентичности», — рассказывает Маргарита.

Девушка считает, что белорусское общество должно привыкнуть, что быть иным это нормально.

«Возможно, у части белорусов, переехавших в Европу, теперь будет осознание того, что такое ЛГБТ. Это гораздо легче принять, если есть возможность услышать чью-то историю и познакомиться с человеком лично.

В Беларуси нет толерантности к ЛГБТ-персонам, потому что люди пытаются в целом не замечать, что такое присутствует в обществе, само сообщество старается не заявлять о себе открыто и ярко, потому что много есть примеров того, когда общество поносило такие кейсы», — говорит она.

«Без равенства прав не может существовать демократии»

Правозащитники отмечают, что в Беларуси существует необоснованное вмешательство государства в личную жизнь граждан, это противоречит международным обязательствам Беларуси в сфере прав человека, включая сексуальные и репродуктивные права. 

«Без равенства прав не может существовать демократии, — отмечает правозащитница Дарья Рублевская.

Правозащитница Дарья Рублевская: «Чем мы отличаемся от диктаторских и авторитарных режимов, которые строятся на непринятии и ненависти, если не видим и не принимаем всех?»

Правозащитница Дарья Рублевская: «Чем мы отличаемся от диктаторских и авторитарных режимов, которые строятся на непринятии и ненависти, если не видим и не принимаем всех?»

— Консервативным белорусам и белорускам бывает довольно трудно объяснять, что ЛГБТК+ персоны имеют такие же права, как и все остальные люди. Всеобщая декларация прав человека в первой же статье закрепляет: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства.

Чем мы отличаемся от диктаторских и авторитарных режимов, которые строятся на непринятии и ненависти, если не видим и не принимаем всех? Когда избираем тех, кто нам больше всего нравится из-за своей нормативности и лояльности, наделяем их привилегиями и исключаем, преследуем других?

Думаю, раз мы строим Новую Беларусь, стоит начинать думать о таком диалоге».

Когда был первый прайд-парад и почему он проходит в конце июня?

Июнь назван месяцем гордости, так как именно в июне более 50 лет назад представители квир-сообщества начали открытую борьбу против притеснений со стороны полиции и вышли на первый Марш гордости.

Первый Марш гордости прошел на Манхэттене в 1970 году к годовщине Стоунволлского восстания — серии беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейских рейдов, которые начались в ночь на 28 июня 1969 года в гей-баре «Стоунволл-ин».

Тогда представители гей-сообщества оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования геев. Считается, что бунты стали определяющим событием, давшим начало массовому движению за соблюдение прав человека в отношении ЛГБТ в США и во всем мире.

Читайте также:

Белорусский блогер вышел на «Парад равенства» в Варшаве с плакатом «Свободу Гайдукевичу»

Блогер Глеб Семенов о сестрах Груздевых, шутках с Лукашенко и гей-клубах Минска. Новый «Ток»

Из Украины депортировали белорусского ЛГБТ-активиста и священника

Белорус, который живет вместе с мужем в Эквадоре, — о тамошнем быте, кухне, забастовках и ностальгии по драникам

Клас
62
Панылы сорам
28
Ха-ха
5
Ого
3
Сумна
8
Абуральна
26