Здание мэрии на центральной площади после обстрела, 1 марта 2022 г. Фото: AP

Здание мэрии на центральной площади после обстрела, 1 марта 2022 г. Фото: AP

О том, что происходит в городе, «Нашай Ніве» рассказала местная жительница. Анна — молодая девушка, журналистка. Помимо написания новостей, она сейчас помогает волонтерам в своем районе.

«Вчера я ездила домой — взрывной волной там выбило окна»

Москва планировала взять город за два дня, но просчиталась. Сейчас боевые действия больше идут под Харьковым, но в самом городе тоже неспокойно.

«Сегодня у нас трижды звучала сирена воздушной тревоги. И сейчас, пока мы с вами разговариваем, я периодически слышу отдаленные взрывы», — говорит девушка.

Если сначала удары наносились по военным объектам, то после мишенью стали и гражданские здания.

«Сегодняшний день показал, что это не просто война, а это убийство нас, украинского народа. Впервые за многолетнюю историю Харьков пережил такое. Снаряды, которые попадали в жилые дома, убив и покалечив ни в чем не повинных жителей», — сказал мэр Игорь Терехов в видеообращении 28 февраля.

На следующий день Харьков попал под страшный обстрел. 1 марта один из снарядов приземлился прямо перед Харьковской областной администрацией. Погибло 10 человек.

Добровольцы выносят жертву обстрела из здания мэрии, 1 марта 2022 г. Фото: AP

Добровольцы выносят жертву обстрела из здания мэрии, 1 марта 2022 г. Фото: AP

В последующие дни пострадало главное управление Нацполиции области, несколько церквей, заводов, больницы, жилые массивы.

Наиболее досталось району Салтовка, что на окраине города, очень близко к российской границе. Его бомбят каждый день. Анна снимала квартиру как раз в том районе, в его части, которая называется Северной Салтовкой. В первый день войны она переехала в другую часть города — вместе со знакомыми они пока ютятся в полуподвальном офисном помещении.

«Вчера я ездила домой. У меня 16-этажка — на этажах с первого по десятый окон просто нет, их выбило взрывной волной. Когда я зашла в свою квартиру, увидела, что там не просто повыбивало стекло, но даже рамы погнулись.

В квартире Анны

В квартире Анны

Сейчас там невозможно жить — очень холодно, на улице держится минусовая температура. Во многих домах на Салтовке нет света, проблема с газом. В моем доме только холодная вода под слабым напором течет. Те люди, чьи дома не так сильно пострадали, остаются там жить, даже несмотря на то, что у них нет света».

Один из домов в Салтовке

Один из домов в Салтовке

Администрация сейчас ищет варианты, где разместить людей, потерявших свое жилье.

«Перинатальный центр сейчас в бомбоубежище»

Российских военных в городе нет. Анна вспоминает, что когда 27 февраля происходил прорыв в Харьков (прежде всего легкой техники и диверсионно-разведывательных групп), местных просили не выходить на улицу — чтобы полиция не приняла их за диверсантов.

Центральная площадь после обстрела, 1 марта 2022 г. Фото: AP

Центральная площадь после обстрела, 1 марта 2022 г. Фото: AP

Из Харькова эвакуировалось 600 тысяч человек. Выезжают на машинах, автобусах, поездах в соседние области (Полтаву, Днепр) и на запад Украины (Львов, Ужгород). Большинство выбирает маршрут на Львов.

«Многие в чатах спрашивают о своих домах и домах знакомых,стоят ли они еще. Это люди, которые или выехали, или у кого здесь родные, с которыми они не могут связаться», — делится Анна.

В Харькове действует комендатский час — с 18 вечера до 6 утра. Школы закрыты — были случаи, когда в них попадали снаряды. Больницы работают, некоторые из них переехали в бомбоубежища. В подвальном помещении сейчас перинатальный центр, где врачи выхаживают младенцев.

Работают сетевые продуктовые магазины, маленькие стоят закрытыми.

«Очереди — наша новая реальность. Были ситуации, когда мы по два часа стояли в очереди за продуктами. Некоторые стоят, даже если раздаются взрывы. В конце февраля было, что приходишь — и наполовину пустые полки: не было круп, овощей, фруктов. Администратор одного из магазинов рассказывала, что у них не было завоза продуктов, так как к ним отказывались ехать фуры. Сейчас ситуация лучше».

В городе раздают гуманитарную помощь — ее можно получить в некоторых почтовых отделениях.

Из того, что сложно найти, — зоотовары. Корм для домашних питомцев мгновенно разбирают. Огромные очереди в аптеки. Многих препаратов нет, и пожилые долго расспрашивают фармацевтов, какая замена может быть. Анна с подругой последний раз простояла под аптекой пять часов. Они закупали целый список лекарств, о которых их просили жители района.

Городской транспорт в Харькове не ходит. Метро теперь стало бомбоубежищем. Сильно подскочили цены на бензин, которого порой не хватает.

С какими мыслями засыпают горожане?

«У меня часть семьи в Мариуполе, часть — на оккупированных территориях. Поэтому я очень сильно переживаю за них, — вздыхает Анна. — С подругами переписываюсь каждый день, спрашиваю, как у них ситуация. Лично я стараюсь довести себя до такого состояния, когда уже просто засыпаю от усталости, чтобы не думать о чем-то. Волонтерство и работа с новостями сильно стимулируют, чтобы не жалеть себя и не впадать в панику».

За две недели войны в Харьковской области частично или полностью снесли 472 здания. По состоянию на 10 марта, в области погибло 11 детей.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0