О возможности отключении Беларуси от европейской базы данных European AIS Database (EAD), в рамках следующего пакета санкций, «Еврорадио» на условиях анонимности поговорило с экспертом в сфере авиации.

— Беларусь — член ICAO [Международной организации гражданской авиации]. Между членами организации осуществляется обмен аэронавигационной информацией, от этого напрямую зависит безопасность полетов. Если будет принято решение отключить Беларусь от этой системы, то в принципе наши самолеты не смогут летать за пределы Беларуси, — поясняет эксперт. — У них не будет данных, необходимых для выполнения полетов по маршруту, для захода на посадку. Поэтому это может быть одной из страшилок, чтобы проверить реакцию белорусской стороны, или попыткой как-то надавить.

И еще: допустим, борт из Мюнхена летит через Беларусь в Москву. Над Беларусью его ведут белорусские диспетчеры. Но информацией они обмениваются с диспетчерами аэродрома вылета и аэродрома прилета. Если систему отключат, то получится, что на карте появится черное пятно, которое нужно облетать. Это таит в себе последствия для любого перевозчика, в том числе экономические.

Просто представьте, что самолет подходит к границе Беларуси, и нужно передавать информацию в страну прибытия, а связи между ними нет. Это запрещено авиационными правилами — выполнять полеты без связи наземных диспетчерских пунктов. Связь должна быть постоянной по всему маршруту полета.

После введения «воздушных санкций» ЕС европейские авиакомпании и так практически перестали появляться в белорусском воздушном пространстве. Соответственно, им информация о полетах над Беларусью не очень нужна. А зачем тогда, пусть и гипотетически, могут ввести навигационную блокаду?

— Возможно, такая идея могла родиться из-за того, что еще не все перестали летать над Беларусью. Может быть, это следующий шаг блокировки. Мол, если до вас [не поддержавших санкции ЕС] не доходит, то следующим шагом будет полная блокада воздушного пространства.

Если Беларусь все же отключат от европейской базы данных, то чем может обернуться такая «навигационная слепота»?

— Беларусь потеряет деньги, которые ей платят компании, пользующиеся аэронавигационными услугами. И с большой долей вероятности допускаю, что белорусский перевозчик не сможет летать вне пространства СНГ, — отвечает эксперт.

После скандала с вынужденной посадкой в Беларуси пассажирского самолета Ryanair и задержанием Романа Протасевича и Софии Сапеги для авиакомпании «Белавиа» закрыли небо европейские страны, при этом авиаперевозчики из Европы сами не летают на Беларусью. Самолеты «Белавиа» в настоящий момент могут летать только через Россию.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0