Динамика роста цены на газ в Европе.

Динамика роста цены на газ в Европе.

В то время как мировая экономика восстанавливается после коронавируса, Европа рискует столкнуться с замедлением активности. Высокие цены на энергоресурсы сдерживают восстановление экономики. Они ударят и по простым потребителям газа в домашних хозяйствах, которые используют его для отопления домов и приготовления еды.

Высокие платежи за газ провоцируют социальную и политическую нестабильность в Европе. Во многих странах существенно подорожала электроэнергия, поскольку именно из природного газа вырабатывается значительная доля электрэнергии в Европе.

Европейская ассоциация производителей стали предупредила, что предприятия становятся неконкурентоспособными. Металлурги просят свои правительства о помощи. Производители удобрений, которые используют газ в качестве сырья, сокращают свои объемы. Из-за роста цен на газ удобрения становятся нерентабельными.

Дошло до того, что британское правительство согласилось субсидировать крупного американского производителя удобрений, чтобы поддержать свою продовольственную отрасль.

С проблемами столкнулись также производители микросхем и бытовой техники.

Фото Надежды Бужан.

Фото Надежды Бужан.

Ситуация уникальна: если обычно газ является более дешевым топливом по сравнению с нефтью (в пересчете на единицу энергии), то теперь газ стоит в «нефтяном эквиваленте» более 150 долларов за «баррель» — намного дороже черного золота.

На фоне роста цен на газ выросла в цене и нефть, впервые за 3 года она начала торговаться по 80 долларов за баррель. 

В Италии министр по делам экологической трансформации уже предупредил граждан о том, что в ближайшие месяцы их коммуналка взрастет на 40%.

Франция заявила, что направит единовременные выплаты в размере 100 евро более чем 5,8 миллиона семей с низкими доходами.

В Испании правительство пообещало снизить цены до уровня 2018 года. 

Высокий спрос, низкое предложение и интерес России

Спрос на газ обычно низкий в летние месяцы, поэтому такой дефицит уже в августе-сентябре является необычным, и только усиливает тревогу относительно предстоящей зимы.

Европейские страны столкнулись с ситуацией, которую можно объяснить очень просто: высокий спрос и низкое предложение.

Высокий спрос вызван восстановлением европейской (и не только) экономики после пандемийного локдауна, а также исчерпанием запасов в газохранилищах в холодную зиму и весну 2020-21 годов.

При этом европейские энергетические компании слабо заполняли хранилища летом 2021 года. Они не хотели этого делать, так как газ был дорогим уже летом. И они до последнего рассчитывали, что он подешевеет, и заполнить хранилища можно будет позже. 

Некоторые эксперты полагают, что подлить масла в огонь могла и Россия, которая специально не хочет погасить дефицит газа в Европе, чтобы стимулировать европейцев быстрее запустить в эксплуатацию «Северный поток — 2».

Но вполне возможно, что свободного газа у российского газового монополиста действительно нет. К тому же российская газовая компания сама пострадала от пожара на перерабатывающем заводе в Сибири. «Газпром» забронировал на октябрь лишь треть имеющихся транспортных мощностей по своему трубопроводу «Ямал» и не планирует никаких дополнительных поставок по украинскому трубопроводу.

Европа стала еще более зависимой от России в области энергетики, потому что Великобритания и Германия запретили у себя добычу сланцевого газа.

Законодатели ЕС призвали Европейскую комиссию расследовать, не было ли действия компании направлены на манипуляцию рынком, и не является ли это давлением на регулирующие органы, чтобы они поскорее одобрили запуск «Северного потока — 2». Ведь последний как раз попал под санкции США. 

Формально Россия ничего не нарушала, «Газпром» продолжает выполнять свои обязательства по долгосрочным контрактам. Но в целом нынешняя ситуация выгодна России, даже если она ее и не спровоцировала специально.

Быстрый запуск «Северного потока — 2» может помочь снизить рекордно высокие цены на газ в Европе, заявил журналистам пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

Также Путин обратил внимание на то, что сейчас в выгодном положении оказались потребители газа по долгосрочным контрактам. А также раскритиковал европейских чиновников за спотовые контракты (это такая сделка, при которой покупают небольшое количество товара и сразу за него рассчитываются).

«Эти умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ, вот результат вам, — констатировал Путин на пресс-конференции по итогам российско-белорусских переговоров. — А у нас-то подход другой. У нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто её не регулирует, рынок регулирует. Но колебания идут гораздо более мягко».

Графики показывают, как менялись за последние годы загруженность газовых хранилищ в Европе (график слева), а также как менялись за последние годы объемы поставок российского газа.

Графики показывают, как менялись за последние годы загруженность газовых хранилищ в Европе (график слева), а также как менялись за последние годы объемы поставок российского газа.

Риторика Путина понятна, ведь Россия (как и другие экспортеры газа) всегда была заинтересована не в спотовых, а в долгосрочных контрактах (даже если они не такие выгодные).

Дестабилизировало ситуацию на газовом рынке также досрочное закрытие (на 8 лет ранее запланированного срока) нидерландского газового месторождения Гронинген — одного из крупнейших в Европе. 

Холодная зима и дорогой уголь

Еще одна проблема — синоптики прогнозируют в Европе холодную зиму. Правительство Британии стремится успокоить общество, мол, запасов газа достаточно, чтобы не допустить массовых отключений, как в 1970-х годах, но низкие температуры предстоящей зимой могут усилить кризис.

Кризис лишь подпитывается дефицитом электроэнергии в Китае и ростом там цен на уголь, что произошло на фоне попыток Пекина ограничить использование вредных для окружающей среды углеводородов.

Обычно европейские коммунальные предприятия реагируют на высокие цены на газ ростом потребления угля. Но цены на уголь тоже находятся на рекордном уровне.

При этом тарифы на европейские разрешения на выбросы углерода также рекордно дороги. А поскольку при сжигании угля выделяется больше парниковых газов, чем при сжигании природного газа, дорогостоящие разрешения на выбросы углерода делают потребление угля также далеко не дешевым. 

Почему Европа сейчас не может экспортировать газ из других частей мира? В США он тоже дорогой?

Цены на газ в США также выросли, но не настолько критично. Газ в Северной Америке сейчас в 4 раза дешевле, чем в Европе.

Америка пережила настоящий бум дешевого сланцевого газа, и стала его экспортером, в отличие от Европы, которая газ преимущественно импортирует.

Казалось бы, почему в условиях дефицита не поставлять американский газ в Европу, чтобы стабилизировать баланс спроса и предложения, а также цены? Не все так просто.

В отличие от нефтяного рынка (который является единым, мировым и глобальным), единого газового рынка просто нет. Изолированно существуют европейский, американский и азиатский рынки с разными принципами доставки топлива и формования цены.

И если в какой-то стране возникает дефицит нефти из-за недопоставки от основного экспортера, то не проблема купить эту нефть на бирже у другого продавца (танкерные перевозки нефти чрезвычайно дешевы), а вот с газом так не работает.

На газовых рынках импортеры намного больше зависят от экспортеров, больше привязаны к ним, к инфраструктуре транспортировки (к газопроводам или судам по транспортирвке сжиженного газа).

Транспортировка природного газа намного более дорогостоящая и сложная процедура, чем транспортировка нефти, поэтому быстрого переориентирования на американский газ здесь быть не может.

Существуют, конечно, танкерные перевозки сжиженного газа из США, Катара и других стран, но они кардинально ситуацию не изменят. Их сейчас задействовали для перевозки на азиатский рынок, который сейчас также переживает дефицит энергии, вызванный засухами в районах гидроэлектростанций.

Вдобавок США столкнулись с ураганами в районе Мексиканского залива, что также ограничивает возможности для поставок сжиженного газа в Европу.

Ну и в целом американским производителям все равно выгоднее поставлять сжиженный газ в Азию, чем в Европу, так как на азиатском рынке цены на газ традиционно выше, чем в Европе, даже несмотря на нынешнее подорожание.

Еще одна важная вещь касательно поставок сжиженного газа по морю — они преимущественно резервируются долгосрочными контрактами, и любой поставщик газа в первую очередь будет выполнять эти долгосрочные контракты. И только если у него будет что-то оставаться, лишний газ будет продаваться через трейдеров. А лишнего газа для Европы от американцев сейчас не хватит: большую долю зарезервировала Азия. 

Поэтому главными поставщиками газа на европейский рынок будут оставаться Россия, Норвегия, Алжир и Ливия. 

Алжир, который является важным поставщиком газа во Францию, Испанию и Италию, также не может подстраховать Европу. Ведь там тоже растет внутреннее потребление. Также существуют политические противоречия между Алжиром и Марокко, которые негативно влияют на транспортировку газа.

Единственным, кто оказался готов увеличить поставки топлива в ЕС, стала Норвегия, но вряд ли этих объемов будет достаточно для того, чтобы сбить цену.

Зеленый свет зеленой энергетике?

За 2020 год в ЕС 38% электроэнергии произвели из возобновляемых источников. Впервые в истории возобновляемая энергия обогнала энергию из ископаемого топлива и стала доминирующей в европейском энергетическом миксе.

Но пока что альтернативная энергетика оказалась неспособной подстраховать европейцев в ситуации с газовым дефицитом. Этот скачок цен добавил аргументов тем, кто выступает за скорейший переход к местным возобновляемым источникам энергии.

Главный аргумент апологетов зеленой энергетики заключается в том, что цены на газ нестабильны, между тем, как энергия из возобновляемых источников с каждым годом становится все дешевле.

Другие же, наоборот, полагают, что нынешний кризис стал результатом ориентации Европы на переход к зеленой энергетике. Например, в этом году скорость ветра в Европе была низкой, из-за чего ветряки вырабатывали недостаточное количество энергии.

Исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил, что зеленая энергетическая политика ЕС не виновата в недавних скачках цен на газ и электроэнергию, и резкий рост цен не должен подорвать переход Европы к «зеленой» экономике. 

«Неверно и несправедливо объяснять эти высокие цены на энергоносители политикой перехода к чистой энергии. Это неправильно», — сказал он.

За последние годы в Европе закрылись сотни угольных шахт, многие АЭС, европейские страны тратили бешеные деньги на дотацию зеленой энергетике. Но возобновляемая энергия показала себя ненадежной.

В любом случае рекордный скачок цен на энергоносители начали использовать в качестве аргументов как сторонники, так и враги зеленой энергетики.

Европа, которая реализует сейчас самый амбициозный в мире план сокращения выбросов в атмосферу, а также предлагает запретить новые автомобили на ископаемом топливе к 2035 году, может столкнуться с большим скепсисом граждан относительно зеленых инициатив.

Энергетический переход на зеленую энергетику требует лучшего менеджмента, чтобы не дискредитировать саму идею перехода на возобновляемые источники энергии. 

Что дальше?

С приближением зимы перспектив снижения цен не просматривается. 

Пока что не до конца понятно, являются ли нынешние скачки цен временным явлением, связанным с серией разовых событий, или это приметы более глубокой проблемы, связанной с энергетической трансформацией ЕС и несовершенством новой энергосистемы, основанной на большем использовании возобновляемых источников.

Пока не будет решена проблема хранения энергии, полученной из возобновляемых источников, например во время неблагоприятной погоды, страны ЕС, возможно, будут продолжать сталкиваться с аналогичными ситуациями.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0