Фото Надежды Бужан

Фото Надежды Бужан

Виктор Мартинович на budzma.by размышляет о необходимых для победы качествах кандидата в президенты.

У меня есть простой ответ на вопрос, почему белорусскоязычная аудитория открыто поддерживает настолько никаких в национальной теме кандидатов.

Почему входят в инициативную группу Бабарико, почему собирают подписи за людей, не способных даже ясно ответить, чей Крым. Почему даже сам Пазняк одобрительно высказывается о Тихановском и называет его «авторитетом».

И почему никто, кроме государственной пропаганды, не видит в этом проблемы.

Все дело — в надежде.

Любой кандидат, выступающий против существующего строя, воспринимается как готовый устранить самый главный компонент белорусской «стабильности» — оторванность народа от принятия решений.

Комбинация принуждения и лжи, из-за которой большинства просто не слышно, а люди «из дворцов» могут делать все что угодно, говоря, что именно этого хочет население.

И Бабарико, и Тихановский, и Цепкало обещают, что вернут людям выборы. И если всё произойдет именно так, если политических оппонентов перестанут сажать на таких дичайших основаниях, как та провокация в Гродно, то обязательно будет услышана и позиция тех, что обеспокоен вопросами суверенитета и национального языка.

Появится уверенность в том, что страной не станут торговать, отдавая ее в обмен на кредиты или скидку за газ.

Нынешний состав кандидатов-лидеров — самый сильный, но и самый сюрный (от сюр) за всю историю нашей независимости.

Имеем топ-менеджера крупного российского банка, отношение к которому (не к менеджеру, а к банку) у населения весьма неоднозначное. При этом менеджер собрал свой политический капитал благодаря меценатской поддержке белорусского искусства (о котором забыло белорусское государство) и нескольким громким интервью. 

Имеем русскоязычного блогера, который стал популярным только потому, что давал микрофон тем, кто уже охрип, пытаясь докричаться до дяденек в кабинетах. Ни один политолог или эксперт не сможет прогнозировать действия Тихановского по спасению белорусской экономики в случае победы. Никто не может гарантировать, что его действия не станут возвращением к интеграционным темам — предвыборной программы мы не видели, всем теперь не до того.

Наконец, мы видим Цепкало, который успел поработать в системе и, в отличие от Бабарико, белорусское искусство и литературу не спонсировал (если спонсировал, мне об этом не известно).

Казалось бы, теперь Лукашенко — самый независимый, самый близкий по взглядам Пазняку кандидат. Почему никто, решительно никто, не спешит говорить, что идти против — это измена Батьковщине и продажа Батьковщины?

Все очень просто: мы прекрасно помним протесты против интеграции минувшей зимой и как были они разогнаны и как наказаны участники ровно в тот момент, когда стали ненужными в диалоге официального Минска с Москвой. Поэтому «национализм» власти выглядит ситуативным, и веры в такой национализм нет. Тем более после 26 лет борьбы с белорусским языком, с национальными символами. Или хотя бы после истории с «поляком Калиновским».

Действительно, все три альтернативы, которые сейчас подогревают настроения в Беларуси, более «прокремлевские», чем действующая власть. И при этом в моем кругу нет людей, которым бы это сильно мешало надеяться на их победу.

Позиция Запада, как и мнение Кремля впервые за все предыдущие годы перестали интересовать белорусов, которые наконец решили помечтать о том, как бы самим навести порядок в своем доме.

Но я вижу в этом один опасный парадокс.

Заключается он в том, что вырвать власть у той группировки, которая держится за нее так, как она держится уже 26 лет в Беларуси, может лишь такой же ницшеанский тип, настолько же жаждущий власти лидер. Пока сплочение происходит не вокруг Бабарико, Тихановского или Цепкало, а против того, что у нас есть. Но чтобы победить, любому из трех упомянутых нужно будет включать лидерские качества, патологическую харизму и манипулирование, придется выдавливать тех, для кого поражение будет означать угрозу свободе и собственности.

И кто же, что же за характер может победить в таких условиях?

Не задумывались?

И что вы будете делать, если снова вернется 1994 год? Если «Кебича» предаст окружение, а победитель окажется совсем не таким котиком, каким кажется сейчас?

Читайте Евгения Шварца: Дракона побеждает только Дракон.

И убедитесь, что вы полностью разделяете взгляды своего кандидата, и не только в вопросах, касающихся существующей системы. Иначе новое пёклышко выстроится здесь без всякой «руки Москвы».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?