Переход на закупку нефти по рыночным ценам — теперь это окончательно — означает, что в стране вырастут цены на бензин и дизтопливо. Это также означает снижение доходов бюджета, сокращение инвестиционных и социальных программ.

Нефть по сниженным ценам составляла львиную долю в общем объеме российских субсидий.

На один год — тем более год выборов — это можно будет компенсировать из золотовалютных резервов, которые Нацбанк накопил рекордные, но на несколько лет запасов уже не хватит. Придется или резко ужиматься, или брать большие займы в МВФ — они пойдут только при условии реформ.

Газ остается по сниженной цене, но если на нефти Беларусь в последние годы получала ежегодно от двух до трех миллиардов долларов маржи (точную цифру подсчитать трудно), то на газе это всего несколько сотен миллионов долларов (точную цифру опять же подсчитать трудно, так как и цены на транзит газа, и цены поставок газа сильно варьируются в зависимости от контрактов в разных странах).

В целом пока все это выглядит как «плавный переход». Если бы Россия ставила целью Беларусь обвалить, она и заломила бы рыночную цену газа, и закрутила вентили с концами. Впрочем, нефть-то и капает в минимальных объемах пока, ситуация окончательно прояснится только в следующие месяцы.

В любом случае и сниженная цена на газ, и наличие подушки валютных резервов создают для Беларуси курортные условия для потенциальных реформ — как экономики, так и отношений в обществе, пока модель, которая просуществовала 25 лет, будет рассыпаться.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?