Нацбанк Беларуси признал порочной практику, согласно которой абсолютно все покупатели переплачивают за товары, которые можно купить по картам рассрочки («Магнит» от Беларусбанка, «Халва» от МТБанка, «Черепаха» от банка ВТБ, «Карта покупок» от Белгазпромбанка).

Схема выглядит так: поскольку банк «приводит» в магазин нового покупателя, то взимает за это бонус. Банк также закладывает сюда риски за невозвращение денег на карту рассрочки.

Причем размер вознаграждения банка за операцию составляет иногда до 30% цены за товар.

В результате магазины вынуждены закладывать эти «бонусы» в цену и «раскидывать» их на всех покупателей, независимо от того, пользуются они картами рассрочек или нет.

Об этом говорится в письме Нацбанка.

Как следует из письма, теперь Нацбанк рекомендует коммерческим банкам взимать с магазинов вознаграждение в размере не более 4% от стоимости товара.

Что это означает? Вопрос мы задали экономисту Дмитрию Круку.

«Нацбанк считает, что распространенная практика карт рассрочек взвинчивает цены, но я лично сомневаюсь, что такое увеличение цены составляет вплоть до 30%, — говорит Крук. — Если руководствоваться этой логикой, то в письме Нацбанка читается желание замедлить рост цен, поэтому, возможно, в розничных сетях действительно произойдет некое их снижение».

Но экономисту здесь видится и «двухэтажная» стратегия Нацбанка.

«Нацбанк уже на протяжении года напоминает о существовании домашних хозяйствах, чье материальное положение находится в зоне риска. И полагает, что кредитование физических лиц необходимо сдерживать, а средства перенаправлять на кредитование юридических лиц: бизнеса, предприятий и так далее. Мол, стремительное нарастание кредитования физлиц — это угроза.

И второй момент — уже где-то с марта 2019 года Нацбанк добивается, чтобы банки не зарабатывали на физических лицах так сказать «сверхприбыль». И это письмо должно стать еще одним фактором, который будет мотивировать банки к кредитованию в первую очередь юридических лиц. Иными словами, если нормативно ограничить магазинам возможность включения банковского вознаграждения в цену товара, то магазины станут менее привлекательными для банков, и банки начнут сокращать все эти инструменты типа «халва». В итоге у них будет больше свободных ресурсов, которые можно направлять в так называемый «реальный сектор», т.е. юридическим лицам», — добавил Дмитрий Крук.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?