В программе «Кожны з нас» телеканала «Белсат» внуки Якуба Коласа рассказали, что их выселили из хозяйственных построек и гаражей, которые когда-то для потомков построил классик белорусской литературы. В результате «Победа» писателя вынуждена гнить в гараже в спальном районе Минска, а вместо настоящей машины в экспозиции стоят пластиковые китайские модели.

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа»

Директор Государственного литературно-мемориального музея имени Якуба Коласа Зинаида Комаровская озвучила TUT.BY свою точку зрения на проблему: «У нас нет ста тысяч долларов, которые потомки просили за «Победу», а на предложенные нами 30—35 тысяч они не согласны».

Сын Якуба Коласа: «Сделали не совсем законно, ну и Бог с ним»

В сюжете телеканала идет речь о том, что детей и внуков Якуба Коласа недавно выставили из гаражей, которые он когда-то построил. В результате машину, на которой ездил классик, родственникам пришлось перевезти в один из спальных районов Минска.

— Когда-то дом легендарного предка они (потомки. — Прим. TUT.BY) отдали под музей, — поясняется в сюжете. — Сами же они поселились рядом: в здании, которое находится в нескольких десятках метров. При этом потомки классика в письменной форме сообщили, что хозяйственные постройки, в том числе и гаражи, они сохраняют за собой.

В середине 1960-х годов, рассказывают авторы сюжета, один из тогдашних директоров попросил включить хозпостройки в план музея. Соответствующее письмо он написал в Бюро технической инвентаризации. Не один год дети и внуки Константина Мицкевича продолжали пользоваться гаражами, пока директор музея Зинаида Комаровская, как утверждается в сюжете, их оттуда не выдворила.

Видео телеканала «Белсат»:

К сожалению, лично пообщаться о происшедшем с потомками Якуба Коласа журналисту TUT.BY не удалось. Мы позвонили сыну писателя Михасю Мицкевичу.

— Что муссировать эту тему? Отобрали и отобрали, — ответил Михась Константинович. — Сделали не совсем законно, ну и Бог с ним. Не стоит бередить, это бессмысленно. Все равно ничего не вернешь.

«По нашим данным, гаражи строило государство»

Директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская говорит: согласно всем документам, строения изначально являлись собственностью музея.

— Они у нас находятся на бухгалтерском учете, — объясняет она и возвращается к событиям 1987 года. — Когда я устроилась сюда на работу, спросила у Данилы Константиновича: «Чьи это гаражи?». Он ответил: «Наши». В смысле — семьи. На тот момент я не стала это проверять, так как, безусловно, доверяла старшему сыну писателя, который когда-то сам на протяжении 20 лет возглавлял музей.

По словам директора, в течение многих лет тема гаражей вообще не поднималась. Семья Мицкевичей ими пользовалась в своих целях.

— Забора между территорией музея и домом, где сейчас живут родственники Коласа, не было, — продолжает собеседница. — Они пользовались гаражом, хранили там свои вещи.

В 2011 году, говорит собеседница, во время плановой проверки, которую проводил контрольно-ревизионный отдел Министерства культуры, возник вопрос о собственнике гаражей. На ответ Зинаиды Комаровской, мол, они принадлежат Мицкевичам, возник встречный вопрос: «Земля под гаражами относится к музею, как же тогда гаражи могут принадлежать семье?»

— Документов на гаражи у нас не было, — говорит директор. — У Мицкевичей их тоже не оказалось.

После проверки вынесли предписание: оформить гаражи как музейную собственность и поставить забор между домом, где живут Мицкевичи, и музеем.

— Это был 2011 или 2012 год, — говорит Зинаида Комаровская. — Мицкевичи подали в суд, чтобы вернуть себе гаражи. Мы же, чтобы обосновать наши действия, представили очень важный документ: технический паспорт 1962 года. Он был оформлен и на музей, и на гаражи.

По заявлению Мицкевичей, сотрудники Минкульта, Мингорисполкома и Администрации Первомайского района Минска неоднократно рассматривали ситуацию с гаражами.

— В итоге гаражи передали музею, как государственному учреждению, которому надлежит заботиться о сохранении культурного наследия белорусов. Мы были обязаны отремонтировать эти помещения, которые находились в ужасающем состоянии, — продолжает директор. — После ремонта Мария Михайловна (дочь младшего сына писателя. — Прим. TUT.BY) стала требовать, чтобы гаражи отдали им в пожизненное пользование. Но ни Министерство культуры, ни руководство музея не могли пойти на этот шаг. Гаражи принадлежали музею, их отремонтировали за государственные средства, поэтому вопрос даже не мог рассматриваться. С другой стороны, возникает вопрос, почему родственники писателя за столько лет не оформили строения в собственность?

С той поры, продолжает директор, потомки Якуба Коласа начали писать жалобы в различные инстанции.

— Но все проверки подтвердили законность наших действий, — утверждает Зинаида Комаровская.

В 2016-м в одном из трех гаражей разместили экспозицию. Вскоре появится экспозиция и во втором строении.

Технический паспорт музея, в котором указаны и гаражи.

Технический паспорт музея, в котором указаны и гаражи.

— Но ведь родственники Якуба Коласа говорят, что эти гаражи построены на деньги писателя.

— По нашим данным, гаражи строило государство, — парирует Зинаида Комаровская.

«Прихожу на работу, рабочие говорят: Андрей Данилович на погрузчике куда-то машину увез»

По поводу ситуации с автомобилем Якуба Коласа, который теперь «вынужден стоять в одном из гаражей в спальном районе Минска», директору тоже есть что сказать.

— «Победа» принадлежит Андрею Даниловичу — внуку Коласа, — начинает Зинаида Комаровская. — В свое время он несколько раз предлагал, чтобы машину отреставрировали за счет музея. Но музей может реставрировать только то, что принадлежат нам. Спустя какое-то время Минкульт поддержал нашу идею открыть экспозицию, посвященную автомобилям Коласа. Мы предложили внуку продать нам «Победу», он попросил 100 тысяч долларов. Мы могли заплатить только 30—35 тысяч.

Внук, по словам собеседницы, уступать не хотел, поэтому и не договорились.

— Когда начался ремонт в помещениях гаража, «Победа» продолжала там стоять, — вспоминает Зинаида Комаровская. — Как-то прихожу на работу, а рабочие мне говорят, что Андрей Данилович подъехал на погрузчике и куда-то машину повез. Ну, повез и повез, на здоровье.

Безусловно, продолжает собеседница, для музея было бы очень престижно, чтобы «Победа» находилась в экспозиции. Но ее владельцы решили по-другому.

— Я не знаю, почему семья Мицкевичей снова подняла эту историю, — говорит Зинаида Комаровская. — На государственном уровне, в соответствии с законодательством, гаражи принадлежат музею. О чем здесь еще говорить?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?