По мнению архитектора и дизайнера Александры Бояриной, без знания истории и традиций своего народа архитектор, каким бы гениальным он ни был, никогда не сможет создать нечто действительно значимое. Сама Александра уже давно углубилась в изучение нашего архитектурного наследия, как утраченного, так и сохраненного. Она пытается понять, какой могла быть современная белорусский архитектура, если бы была последовательной и продолжала традиции предков.
Дома были бы из дранки
Дом, стены и кровля которого сделаны из дранки, соответствует мировым трендам и справедливо украшает едва ли не каждый авторитетный архитектурный журнал.
Разве такой дом нельзя назвать традиционным белорусским? Дерево — наш материал. Дранка и гонт — тоже. Безусловно, кровля, переходящая в стены, — новаторский прием. Но если мы возьмем привычные нам пропорции фасадов, наклон кровли, высоту цоколя и размещение зданий — все будет выглядеть вполне гармонично. Вы даже сразу и не заметите, что на первом изображении — шифер и бревна, а на другом — дранка.
И это только один из вариантов игры с традицией.
Дранка в старинных белорусских постройках.
Есть интересные примеры использования дранки в современном дизайне мебели и интерьера. Такие приемы могли бы разработать белорусы, но мы пока еще не проснулись.
Плетение в самых разных вариациях тоже нам весьма близко.
Взгляните на снимки: слева — зарубежные образцы, справа — дом в Занарочи в Мядельском районе Минской области.
Мебель была бы мобильной
Если взглянуть на традиционные белорусские кровати, можно сразу заметить, что некоторые приемы (как под номером 6 и 7) сегодня интерпретируются и современными дизайнерами.
Мебель-трансформер издавна присутствовала в быту белорусов. Широкими двуспальными кроватями наши предки не пользовались, спали плотно друг к другу, все в одной комнате. Со временем стремление к большему комфорту заставило разработать ряд вариантов трансформации кроватей.
Давали бы новую жизнь старым конструктивным решениям
Традиции и современность иногда перекликаются довольно неожиданно. На фото слева — одна из традиционных конструкций крыши на сохах и сошках. Справа — конструкция современного дивана.
Вешали бы «гардины» на здания
Мощный современный тренд как в дизайне, так и в архитектуре. Здание представляет собой сплошное окно, а «гардины», которые могут быть сделаны из самых разных материалов, будто обертывают всю конструкцию или ее часть. Аналогия с белорусской вытинанкой налицо
Обернули бы в вытинанку мебель
Пользовались бы ставнями
Раньше без ставень нельзя было представить белорусский дом, нет причин отказываться от них и сегодня.
В фасадах делали бы оконца
На фото ниже слева можно взглянуть на некоторые варианты окошек, которые издавна делали белорусы. Их приводит белорусский архитектор, доктор архитектуры Сергей Сергачев. Рядом — интерпретация этих форм в дощатом ограждении террасы [идея Александры Бояриной — НН].
Ниже — несколько современных примеров использования подобных окошек в фасадах зданий.
А вот интересное фасадное решение хлева в Колыбани в Брагинском районе Гомельской области. Можно было бы найти привлекательную современную форму его использования.
На зданиях появилась бы бахрома
Белорусы всегда обрабатывали край материала. В одежде он обязательно должен был быть подшит, поскольку бахрома ассоциировалась с похоронами. Знаменитые костюмы Коко Шанель в наши бутики не везли бы. Подобные архитектурные решения нам тоже не близки, дыры в фасадах вообще были чем-то немычлимым.
Однако, новое поколение горячих дизайнеров и архитекторов обязательно восстало бы против народного табу на бахрому и сломала бы его, потому что именно так развивается всякая здоровая отрасль.
Строили бы как у соседа
Сергей Сергачев составил карту, по которой можно отследить особенности белорусских домов в разных регионах страны.
Дома почти одинаковые, и в этом народная архитектура умнее современной. Сегодня каждый строит себе дом по индивидуальному проекту и считает такой подход реализацией собственной свободы. У каждого дома своя высота, свои пропорции, свой стиль или отсутствие стиля. И даже если все дома построены со вкусом, в совокупности они выглядят безвкусно.
На карте мы видим все иначе. Вспомните деревенские дома в разных частях страны, еще не испорченные пристройками, силикатом и металлочерепицей. Разнообразие присутствует в той необходимой степени, в которой сохраняется общая целостность.
«Строить как у соседа» — сегодня выражение с негативным смыслом. Но на самом деле, вкуса гораздо больше в этом «негативном» варианте. Региональных особенностей и отдельных деталей достаточно для того, чтобы сделать жилую среду гармоничной и в то же время узнаваемой.
Скрывали бы дворы от глаз соседей
Традиционные белорусские дворы-комплексы. По материалам Сергея Сергачева.
На Витебщине скрывали двор за высоким забором, домом, хозяйственными пристройками.
Обычно дома из бревен каждые 50—60 лет перекладывали или строили заново. Если бы в наше время не происходило перманентное уничтожение деревни, мы бы могли видеть всё разнообразие традиционной формы такого дома в самых современных материалах.
Это примеры из-за рубежа. Наши дома были бы похожи на них, но, безусловно, имели бы свои индивидуальные особенности — наклоны крыш, пропорции, количество и размер окон, ориентацию входов.
Даже такой тип стыковки крыш вполне в белорусских традициях: обратите внимание на второй пример на схеме с дворами-комплексами.
Дворец Независимости выглядел бы как идеальная стеклянная бульбина
Не надо бояться работать с традицией. Даже если из этого волшебного сундука мы вытащим сегодня по максимуму, мы не возьмем все — новое поколение взглянет на традиции по-новому и воспользуется тем, что мы не заметили.
У белорусов своя призма восприятия прекрасного. Случайные решения, которые нельзя назвать лаконичными и возвышенными, — не наш вариант. Сомнительные объемные композиции строились бы за границей, но не у нас. Здание-штаны и здание-собачья кость прикольные, но «прикольно» — не положительная для белорусов характеристика.
По-белорусски хорошо — это достойно, серьезно и элегантно, как на примере слева. И ни в коем случае не так, как на примере справа.
У нас нашлось бы место для всего, что связано с природой: домов-гнезд, домов-сотов, но без характеристики «прикольно». Мы бы ломали голову над поиском лаконичности и над тем, что еще можно «досушить» в архитектуре. И наш свежий Дворец Независимости выглядел бы как идеальная стеклянная бульбина.
В материале использованы иллюстрации из интернета (современные примеры) и книги Сергачева.