Марши «тунеядцев» вывели на улицу людей, ранее не ангажированных в политику: это не только безработные, но и простые рабочие, которых достало безденежье и которые хотят жить достойно. Вместе с ними вышли их родители, которым досадно за детей, обиженные ипэшники и т.д.

Люди говорят «нет» экономической политике властей. К раздраженности прибавляется злость, которая откликается ненавистью уже к Лукашенко как к автору модели.

В такой ситуации протест рождает новых лидеров.

Витебск, Барановичи, Брест — участвовавшие в протестах жители этих городов смотрелись ярко, сильно.

«Наша Нива» решила поговорить с этими людьми из регионов, людьми со свежими идеями. Все они говорят, что им надоели одни и те же фигуры на доске белорусского политики.

Первый из них — Михаил Стрельчик. Видео его пламенного выступления на барановичской площади за сутки набрало 15 тысяч просмотров на ютубе. Многие интересовались этим человеком, который настолько метко и жестко раскритиковал власть — после акции его еще целый час не отпускали собравшиеся.

Что рассказал «Нашей Ниве» 33-летний магистр международной экономики?

Михаил закончил факультет международных отношений БГУ и магистратуру (тема диссертации — «Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь в 1991—2011 гг.»), окончил также военную кафедру.

Работу начинал на заводе «Белшина» — в отделе внешнеэкономической деятельности, затем работал в сфере логистики в Индии.

Он говорит, что в белорусской системе координат не принадлежит к оппозиции и не поддерживает ее методы.

Михаил считает, что волна народных протестов должна привести к появлению новой политической силы, которая реально будет пользоваться поддержкой народа, поскольку будет его порождением.

«Сегодня люди вышли исключительно по экономическим причинам. Им обидно, что нужно бросать семьи, чтобы заработать, что мало платят — у людей безысходность. Они хотят, чтобы их услышали. А как их услышат, если с оппозицией власти говорить не хотят? И где вообще та оппозиция? В регионах о ней не слышали — какие партии, какие лидеры… Знают, может, только в Минске, да и то не все — поскольку там те же приезжие. Но что такое оппозиция? Никто не видит результатов их деятельности. Ссорятся между собой и делят гранты? Он, как и власти, далеки от народа. Ладно, ребята, вы ездите по международным форумам, много и красиво там говорите, но у нас вопрос экономики — номер один. Бизнес как раньше работал придавленным, так и работает. А если бы они приехали и сказали там своим спонсорам — «вот у нас в стране 177 норм, для того чтобы открыть ресторан. Кошмар! Давайте давить на власть, чтобы норм стало семь». Это — всем ясно. Человек может подумать «Отлично. Я хорошо готовлю — пойду открою ресторан». И он будет видеть результаты работы оппозиционных политиков», — критикует оппозицию Михаил.

«Их риторика с 1990-х не слишком изменилась. Культура, белорусский язык — это все прекрасно. Но при всем уважении к Пазняку, люди голосуют своими холодильниками. Можно много говорить о необходимости белорусского языка, но посмотрим на реальное состояние — белорусскоязычными сегодня в основном являются те, кто хорошо зарабатывает, кто чувствует ответственность за свою страну, средний класс. А что бедным до культуры? Бороться сегодня нужно за экономику. За то, чтобы у людей был высокий уровень доходов, чтобы они развивались, чтобы получали образование, чтобы ездили за границу и сравнивали — тогда вопрос «русского мира» и белорусчины сам отпадет, я убежден».

Михаил говорит, что за время своей работы много смотрел на опыт других стран и представляет, за что сегодня надо браться.

«У меня пока нет политического капитала, денег для создания партии. Но этот протест «тунеядцев» должен дать таким, как я, кредит народного доверия. Белорусы — трудолюбивые, умные люди. То, что мы живем в такой нищете, — это позор. Я полагаю, что нам — молодым, с трудовым опытом, знанием иностранных языков, не запятнанным в политике, надо объединяться и заставлять власти слушать нас за круглыми столами, давать нам рычаги влияния. Не хотите говорить с оппозицией? Так заговорите с народом!» — продолжает Михаил.

«Сегодня выходом из экономического кризиса является выход из политического кризиса. Мои предложения таковы — никаких революций, никакого резания «по живому», как любят говорить наши номенклатурщики. Опираясь на поддержку народа, мы должны добиться, чтобы назначения на ответственные должности происходили не исходя из каких родственных связей или соображений лояльности, а по конкурсу!

Идейных, талантливых, преданных людей из бизнеса — таких в регионах много! Они хотят работать и делать жизнь в стране лучше. Их надо мобилизовать, объединить, кого надо — вернуть из-за границы. Открыто говорить о себе сегодня многие боятся, но работать хотят. В Беларуси хорошая законодательная база, практика ее применения, конечно, — другой вопрос. В государственный и производственный менеджмент должны попадать люди в силу своих талантов. Оценивать их деятельность надо по международной системе KPI (Key performance indicator — авт.). Плохо работаешь? — Вон! Хорошо? — Вот тебе повышение зарплаты. Зарплаты чиновников нужно увеличить до 2—3 тысяч евро. Беларусь может платить — это небольшие деньги, они страхуют региональных чиновников от участия в мутных схемах и откатах, стимулируют к работе семь дней в неделю. Потому что сегодня сложилась идиотская ситуация — я со своим образованием могу найти себе работу в любом городе мира, но не могу найти в Барановичах! Здесь на каждом месте — то ли сват, то ли брат, то ли невестка. Эту практику надо заканчивать», — полагает Михаил.

«Второй вопрос — привлечение иностранных инвестиций для стабилизации экономики и преодоление нищенских зарплат. У меня есть программа инвестиций конкретно для Барановичей — к кому следует обращаться за деньгами и как действовать. Рыба ходит где глубже, а человек ищет где лучше. Если будет альтернатива, вопрос наших убыточных заводов отпадет сам собой. Здесь в правительстве говорят, мол, люди сами не имеют квалификации и необходимых навыков для рынка. Ложь! Поставь рядом с нашей «Лагуной» «Икею», где зарплаты будут по $800, и люди сами скоренько не то что переучатся, по-английски заговорят, лишь бы пробиться! У нашей страны прекрасное географическое положение, и я не понимаю, почему мы тянем, пока другие идут вперед. Схема привлечения инвестиций во всем мире уже стала железной формулой — это защита инвестора, плюс частная собственность на землю, плюс инфраструктура, плюс рынок труда. Инфраструктура у нас хорошая, не хватает собственности — вот о чем надо говорить. А то у нас пока что только два инвестора — Китай и Россия. У России стратегия — задешево купить, ничего не вкладывать и выжать соки, а Китай думает о себе, предлагая связанные кредиты. Нам нужна иная схема — небольшие изменения в законодательстве, пиар страны на весь мир, и дело пойдет. Мы можем и должны бороться за размещение производств крупных фирм в Беларуси. Ведь крупная фирма — это уже наработанные рынки сбыта, а производить продукцию можно где угодно».

«Беларусь во всех мировых рейтингах посерединке — 100-е места, ну 70-е. А у нас потенциал — быть в числе двадцати успешных стран! Поэтому я полагаю: в этой ситуации, когда верхи не хотят, а низы не могут, мы должны выдвигать экономические лозунги, затем они перейдут в политические, но сегодня главное — консолидация для работы на благо экономики, чтобы люди не нищенствовали.

А что касается Декрета №3 — то он должен быть отменен. Нигде в мире нет прецедента, чтобы гражданин страны платил за то, что он гражданин. Это абсолютная чепуха. Те чиновники, которые это придумали, должны признать ошибку. А эти протесты должны стать началом диалога между властями и обществом, и стать импульсом для появления широкой политической силы», — убежден Михаил.

Он призывает всех, кого заинтересовали его идеи, присоединяться к нему в друзья в Facebook, чтобы совместно обсуждать, что делать в дальнейшем.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?