В минском Дворце искусства открылась уникальная выставка «Правда о Куропатах». На открытие пришло более 100 человек. Люди не помещались в тесном фойе Дворца искусства, стояли на лестнице.
Говорили организатор и инициатор выставки Марат Горевой, поэт Алесь Рязанов, пели барды.
Ораторы не обошли вниманием и сегодняшнюю ситуацию в Куропатах.
Этот новый конфликт, отметил Марат Горевой, вызван в первую очередь государственной политикой Министерства культуры, которое до сих пор не определило твердые охранные зоны памятника. И не ведется никакой работы для того, чтобы закрепить Куропаты в сознании людей как неприкосновенную святыню.
Организатор и инициатор выставки, журналист Марат Горевой.
Организаторы смогли отыскать и пригласили на выставку последних свидетелей куропатских событий. Их было трое — женщина и двое мужчин. Еще одна свидетельница заболела и не смогла приехать. Они были детьми в 1930—40-е и жили, как высказался Горевой, у самого забора, которым тогда были обнесены Куропаты. Они знали о расстрелах от старших, слышали выстрелы и видели энкавэдистов. Зал встречал очевидцев аплодисментами, им дарили живые цветы.
Зоя Залецкая — родом из соседней от Куропат деревни Цна-Йодково. От нее исследователи узнали о судьбе семьи писателя Михася Зарецкого, который, скорее всего, тоже лежит в Куропатах. Ее отец Владимир Залецкий тоже был репрессирован, но смог бежать их колымского лагеря, долго жил под чужой фамилией.
Алесь Генералов из деревни Цна-Йодково шестилетним мальчиком перелез через забор, которым были обнесены Куропаты. Энкавэдист, охранявший территорию, так его напугал, что потом Алесь и смотреть боялся в ту сторону. По ночам за забором слышались выстрелы. Убивают «врагов народа», без радости говорили в деревне.
Павел Михалевич из деревни Цна-Йодково пересказал исследователям воспоминания своего отца Герасима, который много раз слышал в урочище Брод, ныне известном как Куропаты, стрельбу и крики людей.
Бард Алексей Галич исполнил песню Гервасия Выливахи из постановки «Ладья Отчаяния» по Владимиру Короткевичу. Куропаты — это место, в котором невероятно сильно осознаешь ценность жизни, отметил Галич.
Организаторы выставки собрали и проекты будущего мемориала в Куропатах. Самым интересным их них кажется проект молодых польских архитекторов, которые предложили создать в Куропатах Центр национальной памяти — целый комплекс с музеем и часовней. Предлагаются и более традиционные монументы.
Среди посетителей был замечен знаменитый польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси. Экскурсию по выставке для него провел политик и лингвист Винцук Вечёрко.
Директор Польского института в Минске Матеуш Адамский, Винцук Вечёрко и Кшиштоф Занусси на открытии выставки. Фото радио «Свобода».
Кшиштофу Занусси не надо объяснять, что такое тоталитаризм, — отметил Винцук Вечёрко. — Он вдумчиво слушал трагические свидетельства. А историю энкавэдиста из соседней с Куропатами деревни, который в тех Куропатах загубил двоих своих соседей и потом пьяный этим хвастался, Занусси назвал совершенно кинематографической».
По информации «Нашей Нивы», визит Кшиштофа Занусси в Беларусь связан с тем, что он получил звание доктора honoris causa в Международном университете «МИТСО».
Параллельно с выставкой о Куропатах на втором этаже Дворца искусства открылась выставка произведений членов объединения «Погоня», которые уже покинули этот мир. Выставка очень обширная и занимает весь этаж. Там работы Евгения Кулика, Михася Романюка, Виктора Марковца, трех поколений Тихоновичей, Скрипниченко, Стельмашонка, многих других… Еще один повод посетить в эти дни Дворец искусства.
Генрих Тихонович. Плохое предчувствие. 1997 год.
Выставка будет работать ежедневно с 22 по 28 февраля в Минске, в фойе Дворца искусства (Козлова, 3) с 11.00 до 19.00. Вход свободный.