Начало XX века оказалось плодотворным для исследования своей идентичности. Первую попытку предпринял Максим Горецкий в «Двух душах». После философ Игнат Абдиралович точно сформулировал проблему исторического пути Беларуси: «Беларусь как пограничье между Востоком и Западом». В условиях меняющейся общественно-политической жизни, движения границ и культур, Абдиралович призвал идти по своему, предопределенному пути. Годом позже вышла в печати пьеса Янки Купалы «Тутэйшыя», где поэт анализировал белорусскую самоидентификацию.

Постепенно поиски себя между Востоком и Западом затихли, чтобы заново начаться в новом, XXI веке.

Белорусский архив устной истории несколько лет посвятил исследованию существовавшей в первой половине XX века советско-польской, так называемой Рижской, границы. В рамках экспедиций был обнаружен интересный факт. Жители обеих частей, которые еще недавно могли жить в одной и той же деревне, после разделения их границей стали маркировать друг друга как «западников» и «восточников».

Основываясь на собранных воспоминаниях, об этих образах расскажет Ольга Иванова, кандидат исторических наук, автор статьи ««Западники» и «восточники» в воспоминаниях жителей бывшего советско-польского пограничья». Она попытается ответить на вопросы о ментальных, культурных и социальных различиях между «западниками» и «восточниками», особенностях самоидентификации, а также о том, почему это разделение сохранилось до сей поры.

Кандидат философских наук, литератор Игорь Бобков, который давно исследует пограничье (срединное географическое положение) как экзистенциальный феномен, не станет сосредотачиваться на упомянутом историческом прецеденте. Его доклад «Белорусский контекст: от пограничья идентичностей к идентичности пограничья» поможет понять, каким образом на нашей картине мира сказалось географическое положение на пересечении культур и традиций.

В своем эссе «Этика пограничья: транскультурнасць как белорусский опыт» (1999) Бобков утверждал, что Беларусь живет в состоянии войны культур. Однако, в одном из последних интервью отметил, что «белорусская баррикада», которая виделась основанием для создания новой белорусской идентичности, сошла на нет после 2014 года. И теперь пришло время определиться, какое будущее ожидает Беларусь и что мы собой представляем.

Встреча состоится 22 февраля в 18.30 в Исторической мастерской (ул. Сухая, 25). Вход свободный.

«Клуб вуснага гісторыка» — сумесны праект «Беларускага архіва вуснай гісторыі» і «Гістарычнай майстэрні». Гэта пляцоўка, дзе абмяркоўваюцца важныя і малавядомыя тэмы з гісторыі ХХ стагоддзя, актуальныя для сучаснага беларускага грамадства.

«Клуб устного историка» — совместный проект «Белорусского архива устной истории» и «Исторической мастерской». Это площадка, где обсуждаются важные и малоизвестные, актуальные для современного белорусского общества темы истории ХХ века.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0