Впервые к культурным ценностям отнесена миква — иудейский ритуальный бассейн (как хорошо, что и общество, и государство наконец стали вспоминать тех, кто до войны составлял половину населения наших городов и местечек).

Еще одна новинка в списке — брусчатка на дороге Новый Свержень — Мир в Столбцовском районе. В Беларуси, как и во всем мире, популярными становятся уже не просто исторические объекты, а исторические дороги. Это пути и маршруты, вписанные в культуру, связанные со значительными событиями или культовыми персонажами. Самые известные культурные пути — это, пожалуй, путь Святого Иакова (паломническая дорога через всю Европу к могиле апостола Иакова в Испании) и путь Дон Кихота (путешествие по местам, которые «посещал» герой книги Сервантеса). Здорово, что теперь и у нас появился первый культурный путь. Защищенный отныне от от того, чтобы получить асфальтовое или гравийное покрытие, он ждет своей интерпретации (чем важная брусчатка? что, значимое для белорусов, произошло на этой дороге? Чьи колеса и сапоги помнит эта брусчатка?) И первых экскурсантов.

Очень важно, что в государственный список историко-культурных ценностей прибавились еще и три могилы повстанцев. Об одной из них — могиле в Плебани (Молодечненский район) — хочу рассказать историю.

Весной 2012 года мы — группа студентов — ездили прибирать Плебанское кладбище. С нами был наш преподаватель, видный археолог Михась Михайлович Чернявский. Сначала заехали на «дачу» Максима Богдановича в Ракутевщине и в Красное.

В Красненской церкви, сложенной из бутового камня, Михась Михайлович показал нам камень (в северной стене храма) с выцарапанным на нем крестом. Он считал, это некогда лежавший на земле старинный культовый валун еще языческих времен. «Зенон всегда говорил, что камни нужно фотографировать после дождя», — с улыбкой прокомментировал Чернявский нашу суету с фотоаппаратами.

Потом мы подошли еще и к костелу, который никогда в истории не закрывался, даже в советское время. Возле него, помню, застали милую сцену: ксендз кропил святой водой чей-то новый автомобиль.

От костела наша компания двинулась на кладбище в соседней с Красным Плебани. Подходя к деревне, Михась Михайлович показал куда-то за железную дорогу, за лес. Сказал, что там был высокий холм, где они молодыми собирались по праздникам. И что после таких встреч становилось легче жить в те сложные времена.

На этом кладбище хоронили с начала XIX века до Второй мировой. И именно там местные жители похоронили пятерых повстанцев, погибших в бою с царской армией 11 марта 1863 года под Свечками и Пребанью. Пять погибших — это командир Юлиан Бакшанский (за 39-летнюю жизнь его дважды высылали из Беларуси за антицарскую агитацию), Рафал Малишевский, Людвик Ямонт, Леопольд Баньковский и 15-летний Игнатий Сулистровский.

Оказалось, что Михась Михайлович Чернявский был тем человеком, который буквально спас могилу повстанцев. У камня рассказал нам, как он, молодой научный сотрудник, приехал в Красное с фотографом Зеноном Пазняком. У костела сидел местный мужчина. Разговорились. Тот и упомянул могилу повстанцев. Так случайно ее и открыли.

Следовало установить памятник. Через единомышленников — директора областного музея (в Молодечно) Геннадия Кохановского и историка Михася Ткачева (которого друзья убедили вступить в партию, чтобы иметь там своих людей) — договорились о визите на могилу местного начальства.

«Мы приехали пораньше, — рассказывал Чернявский, — и вижу на камне-памятнике — польская надпись». Это значило одно: начальство испугается и дальше — жди, что будет — могут и сравнять с землей то место, чтобы и следа не осталось. Маленькой археологической лопатой Михась Михайлович выкопал яму, куда закатил старый камень. Районная комиссия появилась, когда ямка еще не была зарыта до конца. Не заметив, однако, ничего подозрительного, комиссия постановила установить памятник на могиле белорусских повстанцев — борцов против царизма и помещиков. Память о могиле дошла до нас благодаря сообразительности археолога и пониманию им чиновничьей психологии. Нам такое понимания пока тоже необходимо, к сожалению.

В тот раз Михась Михайлович был очень рад тому, что молодежь систематически ездит прибирать эти старые могилы. «Надо рассказать Зенону, как все изменилось».

Наверное, больше Чернявский в Плебань не приехал. Его не стало в январе 2013 года.

То, что памятник повстанцам внесен в Государственный список историко-культурных ценностей — это победа Беларуси. Это памятник и неравнодушной к истории молодежи (дай вам Бог им здоровья). Это также памятник замечательному Михасю Михайловичу и его друзьям, которые без особой надежды победить советскую систему тихо, но упорно делали свое дело. И вот это дело одержало победу.

Одним словом, увидеть новые строки в Государственном списке историко-культурных ценностей приятно и радостно: мы начинаем ценить свое (какое богатство, такая древность в каждой деревне и местечке!) И восхищаться своим. Даже в современном городе мы все равно находим следы прошлого. Думается, вскоре еще и научимся привлекательно представлять свое для чужих.

Что же касается некоторой запущенности большинства памятников, то в ней — особый шарм. Вспомните центр Вильнюса! В обшарпанности — подлинность, обшарпанность — это язык, на котором памятник рассказывает о своем прошлом.

Пока у государства нет средств на достойную реставрацию (деликатную, историческую), надо оставлять как есть. Все, что нужно нашим памятником, — охранная табличка с названием и пояснением, чем этот памятник замечателен, чем уникален.

И не надо ни президентских помпезных ограждений, ни крашеных кирпичей… Пожалуйста, хотя бы просто табличку у начала дороги Новый Свержень — Мир.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?