Отечественный театр наконец признали за рубежом

У нас любят писать о том, в чем белорусские писатели, художники или актеры в той или иной степени обогатили мировое искусство. К сожалению, исследователи очень часто создают иллюзии. Ведь в реальности «там» становятся известными лишь единицы белорусов. Приятно, что в этом сезоне признание получили представители кукольного театра.

Сразу несколько белорусов были удостоены российской театральной премии «Золотая маска» — самой престижной на всем постсоветском пространстве. Лучшим режиссером театра кукол стал Алексей Лелявский. Лучшим художником в театре кукол признана Татьяна Нерсисян. Причем постановка «Толстая тетрадь» по роману Аготы Кристоф в Пермском театре кукол, над которой она работала, победила и в номинации «Лучший спектакль». А поставил этот спектакль белорус Александр Янушкевич. Кстати, в номинации «Лучшая женская роль в балете и современном танце» победила наша соотечественница Любовь Андреева, солистка Театра балета Бориса Эйфмана.

«Толстая тетрадь»

«Толстая тетрадь»

Для театрального круга эти награды — констатация факта. Ведь все перечисленные имена давно на слуху. Правда, есть одно «но». Когда отечественные СМИ писали о «Золотой маске», большинство журналистов (автор этих строк — не исключение) делало акцент на личности ныне покойного Ростислава Янковского, победившего в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Понятно, что эту заслуженную награду он получил за свое творчество вообще (что естественно для 86-летнего народного артиста СССР). Но имя Янковского много говорит любому читателю. Как сделать такими же узнаваемыми для широкой публики имена других победителей — риторический вопрос.

Национальной премии появилась альтернатива

В 2010 году в Беларуси наконец была основана своя «Золотая маска» — Национальная театральная премия. С тех пор ее присуждали трижды. Но формат Нацпремии сложно назвать идеальным. Спорных моментов много: безальтернативный выбор в некоторых номинациях; личности победителей вызывают вопросы; стремление охватить как можно большее количество театров, чтобы не дай Бог никого не обидеть; спорный принцип выдвижения спектаклей и т.д. Долгое время театральные люди лишь дискутировали и возмущались этим в кулуарах, почти не имея возможности повлиять на подведение итогов.

Своеобразным ответом и даже альтернативой Национальной театральной премии стала программа «Belarus open», которая существует в рамках фестиваля ТЕАРТ. В этом сезоне (осенью 2015 года) она впервые собрала лучшие спектакли, созданные в Беларуси за определенный промежуток времени. Причем действительно лучшие, отобранные по строгим критериям. Если Нацпремия все-таки ориентирована на внутренний рынок, то «Belarus open» — как на внутренний, так и на внешний рынки.

Программа следующего «Belarus open», обнародованная этой весной, уже включает четыре номинации: «Драма», «Куклы», «Авторские / экспериментальные проекты». Осталось добавить сюда номинацию «Музыкальный театр» и начать определять победителей — вот и полностью готовая альтернативная премия.

Преодолеть автаркию почти нереально

В минувшем году одной из тенденций минского театрального сезона я назвал автаркию — замкнутую систему, в минимальной степени зависящей от окружения. Речь шла о том, что в Минске почти не ставят зарубежные режиссеры. И лишь единичным белорусам (преимущественно, режиссерам кукольного театра) поступают предложения из-за рубежа.

Впрочем, можно говорить и о внутренней автаркии. Например, в репертуаре Русского театра — 29 спектаклей. 22 из них поставили три штатных режиссера: Сергей Ковальчик, Борис Луценко и Валентина Еренькова, еще три — друг театра Аркадий Кац. В Минске отсутствует традиция, когда режиссер ставит спектакли не в тех театрах, где сам работает. В итоге, автаркия стала почти синонимом для большинства государственных театров.

В этом сезоне были осуществлены две попытки если не победить автаркию, то сделать раскол в ее монолите. Режиссер Евгений Корняг, создатель авторского KorniagTHEATRE, поставил в кукольном театре спектакль «Интервью с ведьмами». Прежде же он поставил 13 спектаклей (семь из них в Минске, остальные — в Таллинне, Москве, Лодзи, Пловдиве и Бонне). Но никогда не ставил в государственном коллективе! Здесь идет речь о попытке интеграции независимых творческих деятелей в систему государственного театра.

Вторую попытку осуществили создатели спектакля «Опиум», которые объявили сбор средств среди зрителей на краудфандинговой площадке «Улей». Те собрали более 45 миллионов рублей. В результате премьера спектакля впервые в белорусской истории прошла полностью за счет посетителей. В далекой перспективе это дает шанс на развитие в Беларуси проектного театра.

Но перспективы туманны. Корняг остался свободным художником и как режиссер больше ничего не ставил в государственных театрах. А показы «Опиума», несмотря на его актуальность, остались единичными.

Появился второй авторский театр

В прошлом году, подводя итоги сезона, я писал, что серьезная иерархия минских театров исчезла (как исчезли существенные различия между большинством коллективов). Не удивительно, что до недавнего времени в Минске фактически был лишь один авторский театр. Речь о белорусском театре кукол, который прочно ассоциируется с личностью его главного режиссера Алексея Лелявского (он возглавляет коллектив с 1986 года). Почти все спектакли, рассчитанные на взрослую аудиторию, поставил именно Алексей Анатольевич.

Вторым авторским театром стал Купаловский. Сейчас в его репертуаре 23 спектакля. Пять из них поставлены на Малой сцене, которая в настоящее время воспринимается как площадка для экспериментов и дает возможность молодым режиссерам показывать свои первые постановки. Поэтому далее будем говорить о большом зале. После премьеры спектакля «Две души» Николай Пинигин имеет «контрольный пакет» в репертуаре: 10 из 19-ти постановок принадлежат именно ему.

Как воспринимать такой факт? Лелявский ведет творческие поиски независимо от автора произведения, языка написания или его эстетических взглядов, поэтому этот авторский театр прекрасно интегрируется в мировое сообщество.

Пинигин строит репертуар, руководствуясь идеологией просвещения (ей соответствуют даже некоторые спектакли, которые поставлены другими режиссерами). Соответствующий материал он ищет и находит не только в драматургии, но и в других жанрах (от прозы до поэзии). Другое дело, что спектакли, которые имеют гастрольную и фестивальную перспективу («Свадьба», «Офис» и «Дон Жуан»), достаточно далеки от просветительства.

Хороших спектаклей (не) хватает

Если вспомнить итоги предыдущего сезона, то при желании оттуда можно взять почти половину тенденций. Например, летом 2013 года речь шла о малом количестве премьер, игнорировании фестивального формата и общем «застое». Но ничего не изменилось и вряд ли изменится.

Но будем пока оптимистами, потом займем иную тенденцию. В прошлом году она звучала так: «Хороших спектаклей хватает». Ведь действительно — даже в самом пестром по итогам сезоне встречаются постановки, которые настраивают на оптимизм. Другой вопрос: много ли их?

По моему субъективному мнению, лучшим кукольным спектаклем воспринимаются «Птицы» (режиссер Алексей Лелявский, Белорусский театр кукол). Лучший музыкальный — опера «Макбет» (режиссер Михаил Панджавидзе, Оперный театр). Лучший драматический — «Саша, вынеси мусор» (режиссер Дмитрий Богославский, Молодежный театр).

Помимо них в список постановок, которые бы я советовал для обязательного просмотра, включу «Маленькую смерть» в Оперном (она не претендовала на статус лучшей, так как является не оригинальным спектаклем, а переносом постановки легендарного Иржи Килиана), «Бал в Савойе» в Музыкальном (режиссер Анна Моторная), упомянутый уже «Опиум» (постановка Александра Марченко), а также спектакль «Пеликан» в Республиканском театре белорусской драматургии (режиссер Александр Гарцуев).

Этим летом белорусских театралов еще ждет несколько премьер. Но основные надежды направлены на следующий сезон, который обещает свои сюрпризы. Например, пьесу современного белорусского драматурга Андрея Иванова «Это все она» поставят в РТБД. Причем, сделает это немецкий режиссер Моника Добровлянская. А самый мощный удар по автаркии нанесет очередной фестиваль «ТЕАРТ», на который приедут звезды европейской сцены.

А пока, всем хороших театральных каникул!

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?