В эти дни исполняется 25 лет со времени апрельских забастовок 1991 года, когда сотни тысяч белорусских рабочих вышли на площадь Независимости Минска с экономическими, а вскоре — и политическими требованиями. Естественно, что у многих возникает вопрос — возможно ли сегодня хотя бы приблизительное повторение тех событий.

См. также:

Как происходит взрыв: 25 лет назад на Площадь Минска вышли рабочие. Пишет Сергей Ваганов

В 1991 году людей на улицу вывело исторически уникальное и неповторимое сочетание многих причин. В протестном движении соединились политические, социальные, идейные и даже бытовые мотивы.

Прежде всего, это был идейно-политический протест. Люди хотели смены прогнившей и непопулярной власти, свободы высказываний и действий.

Многие мечтали о своем участии в политической жизни по демократическим правилам. Популярной была тема борьбы против коррупции и партийных привилегий, аппаратчиков и чиновников. На тот момент против коммунистов объединились люди иногда с противоположными взглядами — от либералов до националистов, от консерваторов до социал-демократов, от левых анархистов до русских черносотенцев. Все были против тогдашней власти.

Вторая главная причина массовых выступлений довольно традиционна — экономические требования.

Но люди хотели не только более высоких зарплат (как хотят все и всегда), но на фоне дефицита и недостатка самых элементарных продуктов требовали рыночных отношений, товаров в магазинов, возможности вести свой бизнес — короче, экономических свобод.

Другой принципиальный мотив — требование независимости Беларуси и национального возрождения.

Очевидно, людей с национальным самосознанием, а тем более с независимыми устремлениями тогда было еще не так много, но они были авангардом, они просвещали, вели за собой других.

После 1991 года многие из них отошли от активной политической борьбы — мол, независимость достигнута, а дальше за улучшение жизни пусть борются профессионалы.

Еще один фактор, который полностью неактуален сейчас: для многих основная претензия к советскому государству состояла в невозможности «свободного въезда и выезда», или, говоря проще, эмиграции.

И после развала СССР многие этим правом воспользовались — одни — прямо в 91-м, другие — после трагических в их восприятии событий 94-96 гг. На сегодня за пределами Беларуси проживает как минимум несколько тысяч бывших членов БНФ — намного больше, чем действующих членов этой структуры в Беларуси.

Как видим, многие мотивы протестных выступлений, имевшие место в 1991 году, сегодня либо полностью не актуальны, либо снизили свою остроту. Кризиса власти пока не наблюдается, в реальную угрозу независимости верят совсем не многие, экономический кризис выводит людей не на улицу, а за пределы Беларуси.

К тому же советские граждане имели высокую планку ожиданий — казалось, сменится власть, и сразу настанет пристойная и зажиточная, «цивилизованная» жизнь. Сегодня же многие не видят никаких перспектив и необходимости в уличной борьбе, не верят, что от этого что-либо изменится.

Если же говорить исключительно о рабочем движении, то и здесь многое изменилось. Прежде всего, с 1991 года рабочих в Беларуси стало попросту меньше количественно. Точную статистику сложно найти, но очевидно, что сокращение рабочего класса в столице произошло как минимум в два-три раза.

Более того, пролетариат изменился качественно. Еще в конце 80-х на заводах по рабочим специальностям иногда работали люди с высшим образованием, на «флагманах» белорусской промышленности концентрировался весь «цвет» инженерной мысли. За эти 25 лет все лучшее давно перешло в частный сектор, где больше мотивации, но также больше дисциплины и ответственности. Плюс — за эти годы произошла так называемая «атомизация» общества, когда люди перестают чувствовать себя принадлежащими к какой-либо профессиональной группе, коллективу, утрачивают чувство профессиональной или корпоративной (а тем более классовой) солидарности.

Я не говорю, что сегодня невозможен выход на улицу десятков тысяч белорусов. Возможен. Но для этого необходимо наличие сразу несколько факторов — экономический кризис, угроза независимости, полная дискредитация власти в глазах большинства населения, ее кризис и ослабление, радикальное ущемление не только политических, но и бытовых и имущественных прав граждан. Власть должна быть слишком неумной, чтобы сделать такой подарок.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?