Последние дни 2015 года, Гродно, Скидельский рынок. Индивидуальные предприниматели распродают остатки товара, но цену не снижают.

«Это у вас какие колготки, турецкие? — уточняет женщина. — А почему такие дорогие? Белорусские же дешевле и качественнее». — «А что, всем теперь только «Конте» продавать?» — отвечает вопросом на вопрос продавщица.

С начала января турецких чулок на рынке больше не продают. Владелец «Конте» Валентин Байко может праздновать победу над турками.

Байко — успешный гродненский предприниматель и один из самых влиятельных бизнесменов страны. Его имя потребители могут и не знать, зато продукцией «Конте СПА» пользуется абсолютное большинство женщин страны.

Украинские маркетологи оценили бренд в $50 миллионов! И это только название, без промышленных мощностей. Среди частных компаний Беларуси «Конте СПА» занимает второе место по доходности, впереди только «Евроопт».

«Наша Нива» рассказывает, как создавалась бизнес-империя семьи Байко.

«Если бы в школе нормально платили, не пошел бы в бизнес»

20-я школа Гродно — одно из немногих учебных заведений, где есть свой музей. На стенах фотографии известных выпускников. Чаще всего встречаются фото бизнесменов Валентина Байко и Андрея Павловского — выпускников, ставших основными спонсорами музея.

Каким учеником был будущий миллионер? Отличником не был, но и на второй год не оставляли… Его учителя уже на пенсии. Поэтому работники школы советуют обратиться к политтехнологу и литературоведу Александру Федуте, который в свое время работал учителем в 20-й школе.

В книге «Маленький Париж», которую Федута написал о Гродно, «Валик Байко» несколько раз упоминается как воспитатель в подростковом лагере «Наука» для победителей районных олимпиад.

«Валик был немногословен, сосредоточен на работе. Пользовался каждой возможностью, чтобы честно заработать. Ездил работать в лагеря, играл на свадьбах», — рассказывает Федута.

«Я по образованию учитель начальных классов и музыки. И если бы в школе нормально платили, я бы не пошел в бизнес», — вспоминал Байко в интервью «Комсомольской правде».

От бананов до колготок

В начале 1990-х многие жители на западе Беларуси зарабатывали приграничной торговлей, и семья Байко не была исключением. Семья — это отец, Валентин Байко-старший, придавший бизнесу первоначальный импульс, и его два сына.

Валентина Байко-младшего называют общим руководителем, а Дмитрий занимается строительными проектами. На чулках и колготках остановились не сразу. Семейные легенды рассказывают даже о попытках торговать бананами. А чтобы начать бизнес, пришлось продать автомобиль.

Первые два вязальных станка были немецкими. В Беларуси колготки не выпускались, поэтому предпринимателям удалось занять свободную нишу.

«Конте Спа» появилась в 1997 году, партнером семьи Байко был гродненский бизнесмен Ричард Шерель. Он и теперь работает топ-менеджером в структуре компании.

Колготки пошли на экспорт, что позволило получить валюту для дальнейшего развития производства. Секрет успеха «Конте» был в ориентации на экспорт. До сих пор более половины продукции идет на соседние рынки, прежде всего России и Украины. В этих странах «Конте» ведет активную рекламную кампанию. Например, на Майдане Независимости в Киеве даже во время революции висела гигантская растяжка белорусской компании.

В последнее время «Конте» зарабатывала десятки миллионов долларов ежегодно. Компания научилась оперативно реагировать на запросы потребителя. Это давно уже не только чулки с колготками.

Брюки, комбинезоны, носки? Запросто. Трусы, шапки? Пожалуйста. Трикотажная продукция продается под брендом Esli, а продукцию для мужчин назвали DiWaRi.

В ассортименте появились и аксессуары вроде заколок для волос. Их выпускают в Китае, а затем импортируют в Беларусь.

Когда «Конте» только появилась на рынке, конкуренция была небольшой. Но теперь Байко должен лоббировать интересы своих компаний.

Фото Probusiness.by

Фото Probusiness.by

Пролоббированная реформа

Философия бизнесмена совпала с экономическим мировоззрением Александра Лукашенко. Разве выпуск носков и купальников не объект импортозамещения?

«Беллегпром» и раньше вел вялую борьбу против иностранных товаров, но «Заря» с «Купалинкой» находились под малоэффективным государственным руководством и не демонстрировали успехов.

Валентин Байко постоянно говорил, что у индивидуальных предпринимателей необоснованные льготы. Отстаивал он свою позицию и на совещаниях в правительстве.

«Многие годы было узаконено, что люди, которые торгуют на рынках, не имели документов, подтверждающих приобретение товара. Такая постановка вопроса выглядит странной и нелогичной в цивилизованном мире. У каждого человека, имеющего дом, машину, одежду, есть документы. А здесь целая армия предпринимателей в каких-то льготных условиях. Это фактически узаконенный канал сбыта нелегальных товаров из Китая и Кыргызстана!» — в прошлом году доказывал свою позицию Байко в эфире «Беларусь-1».

Введение сертификации приведет к переделу рынка. Ипэшники будут из него вымыты, и выгоду получат, в первую очередь, белорусские производители.

«Ниши будут заняты субъектами хозяйствования, не только производителями, но и импортерами, которые в состоянии привозить продукцию с нормальными документами», — прогнозировал Байко. Его «Конте» попадает в обе категории.

Сам бизнесмен уверяет, что он за равные условия работы: «Если предприниматель на рынке не имеет документов — тот, кто закупит легальный товар и уплатит с этого больший налог, станет неконкурентоспособным. Теперь, когда все будут в равных условиях, все будут обязаны перестроиться. Или идти на завод работать, или стать художниками и музыкантами, или предпринимателями».

Государство с настороженностью относится к успехам частников: под следствием находятся занимающие второе и третье места в рейтинге гродненских бизнесменов и сенатор Андрей Павловский (сельскохозяйственная компания «Биоком»), и семья Зуховицких (мебель «ЗОВ»).

А «Конте спа» тем временем вошло в состав «Беллегпрома». Летом 2015 года председатель концерна заявил, что успешное предприятие само попросилось под государственное крыло.

Торговые центры, магазины, клубы

Младший из братьев, Дмитрий, курирует строительный бизнес. А семья Байко вплотную занялась торговыми центрами.

Осенью 2015 году на улице Дубко в Гродно открылся центр Old City («Старый город») с гипермаркетом «Гиппо». На первом этаже торгового зала возвели импровизированный замок из старого, собранного в польских деревнях, кирпича.

С помощью поляков семья Байко намерена построить в Гродно еще один торговый центр, на углу проспектов Клецкова и Янки Купалы. Центр «Тринити» («Троица») оценивается в 66 миллионов евро. Проект предусматривает более 60 тысяч кв.м торговых площадей и может стать крупнейшим торговым центром в стране.

Байко владеют клубами и ресторанами в Гродно, а также сетью магазинов косметики и бытовой химии «Оптима».

Резиденции семьи Байко

Гродно — город с королевским прошлым и рекордсмен Беларуси по приросту населения. На окраине города разрастаются панельные спальные районы, и тем дороже становится земля в историческом центре и у реки.

По берегам Немана, который разрезает Гродно надвое, раскинулись несколько парков. Строительство здесь фактически не ведется. Однако пару лет назад в парке Лососна возник комплекс коттеджей. Несколько деревенских домов были здесь и раньше. Но теперь они кажутся сараями рядом с современными домами. В Лососне строит свои коттеджи бизнес-элита Гродно.

«Движение запрещено» — такой знак встречает здесь незваных гостей. Первым за шлагбаумом виден дом Станислава Семашко, владельца строительных компаний и отеля, который он назвал в свою честь. Станислав Семашко известен и тем, что поддержал Александра Лукашенко и в конце 2000-х возглавил «официальный» Союз поляков Беларуси.

Рядом с домом Семашко — скромный коттедж семьи Байко. Если быть точным, Валентина Байко-старшего.

Основной владелец бизнеса, говорят, живет в Колбасино. Некогда это была деревня в пригороде Гродно, однако с течением времени Колбасино вошло в состав областного центра.

Резиденция Байко раскинулась почти на 30 сотках земли. За каменным ограждением — два здания. Во дворе мы увидели микроавтобус с дипломатическими номерами. И неслучайно: Валентин Байко-младший — почетный консул Украины в Гродно.

Миллионер-вегетарианец

Разбогатев, многие бизнесмены меняют образ жизни. Валентин Байко не стал исключением. Он увлекся экологией.

«Мясо не ем. Рыбу последний раз ел в прошлом августе, решил, что больше не буду и уже не хочу, — рассказывал он «Комсомольской правде». — Я шел к здоровому образу жизни постепенно. Я никогда раньше не думал, что фрукты и ягоды — это не десерт, а полноценная еда. Нет ничего вкуснее на завтрак. Сегодня это были апельсины, груша, банан, чуть-чуть орешков, киви. А белорусские груши, яблоки и сливы из своего сада в августе — самые вкусные в мире!»

Несколько лет назад на «Конте Спа» хотели «повесить» убыточный колхоз. Идея так и не была реализована, однако интерес к сельскому хозяйству у Байко возник и он даже зарегистрировал собственное фермерское хозяйство.

«Я увидел возможность жить на природе. Люди из деревень уезжают в города, а я хочу жить в деревне. Машина новая, рубашка чистая нужны, но вообще много денег для жизни не надо. Надо, чтобы близкие были здоровы, чтобы в доме хорошая атмосфера, энергетика была».

В семье Валентина Байко трое детей — старшая дочь-студентка и двое сыновей-школьников.

* * *

Динамика прибыли «Конте Спа»
(данные Министерства финансов)

2015 — $13 млн (данные 3-го квартала)
2014 — $42 млн (сведения 1—3 кварталов)
2013 — $22 млн
2012 — $56 млн
2011 — $85 млн
2010 — $53 млн
Всего — более $270 млн

Брестская обл. — Александр Мошенский («Савушкин», «Санта Бремор»; №5 в общебелорусским рейтинге),

Могилевская обл. — Евгений Баскин («Серволюкс», №6 в общебелорусским рейтинге),

Гродненская обл. — Валентин Байко («Конте Спа», №10 в общебелорусским рейтинге),

Витебская обл. — Николай Мартынов («Марко», №15 в общебелорусским рейтинге)

Минская обл. — Анатолий Капский (БАТЭ, №32 в общебелорусским рейтинге),

Гомельская обл. — Дмитрий Пахомов («Алкопак», №55 в общебелорусским рейтинге).

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?