Александру — 37 лет. Двадцать из них он провел в служении Богу. Был послушником, иноком, монахом, иеродиаконом, иеромонахом. Предлагали стать игуменом, но он отказался. Строил церкви, был настоятелем в деревенской церкви. А потом — ушел…

Жизнь с Богом…

Александр родился в Комарине (Гомельская обл.). Рос без отца. Поступил в политехнический техникум на электрика, перебрался в Гомель.

«В молодости всегда есть потребность найти смысл жизни, цель. И меня интересовало: для чего я живу? И так вышло, когда я учился в техникуме, развалился атеистический СССР, начали возрождать храмы. И мне казалось, что церковь и есть та основа, к которой нужно стремиться, ведь она прошла через столько гонений и оскорблений и выстояла. С одногруппниками мы стали посещать церковь, молиться, чем-то там помогать, — рассказывает Александр. — Все подростки максималисты: если чем-то увлекаешься, то отдаешься полностью. Одним словом, искренняя вера в Бога как влюбленность: если любишь, то готов на все, так и тут».

Но, за исключением одногруппников, новое увлечение юноши никто не поддерживал.

Семья у него была абсолютно не религиозная, и мать категорически была против его отношений с Богом. Для нее это было дико. И учительница, классный руководитель из техникума, пыталась отговорить своего ученика, но ничего не вышло.

«В то время, когда учился, раз был открыт гомельский Свято-Никольский мужской монастырь, и меня приглашали туда. Вскоре я уже оставался в монастыре и на ночь, — говорит Александр. — Там были ребята, мои ровесники, немного, но нас объединяло то, что мы были молоды, открыты — и в этой среде мне было комфортно. Мы верили, что на наших глазах и с нашим участием, возрождается церковь, и необходимо ее максимально поддержать. Я и сегодня горжусь тем, что была такая дружба».

Первоначально Александр не думал, что останется в монастыре. Но ему там нравилось, и вскоре он переселился из общежития в монастырь. Учебу не бросил, ездил на занятия в техникум. Так прошло около трех лет. И к мысли о том, чтобы принять постриг, приходил постепенно.

«С постригом торопиться не следует, недавно патриарх Кирилл вообще говорил, что лучше идти в монахи после тридцати. Но в то время постригали и в 18, и в 19 лет. Я завершил учебу, и спустя пару месяцев принял постриг. В монастырь, кстати, я пришел на день святого Николая. И монастырь носил его имя. Поэтому и мое монашеское имя было Николай, — рассказывает Александр. — После пострига человек дает три главных обета: целомудрия, послушания, нестяжательства. Я, конечно, думал: а как я буду жить без женщин? Но в монастырях суўествуют методы, как пережить эту проблему. Я ее преодолел. Мне очень помогало чтение «Иисусовой молитвы». Гораздо большей проблемой для меня стало свыкнуться с тем, что у меня никогда не будет детей. Это очень давило на меня. Но и с этим я бы смог справиться. Ушел я не по этой причине».

У монахов все дни похожи один на другой.

Подъем около 5 утра. Полчаса на гигиенические процедуры, затем братский молебен. Он продолжается несколько часов. Примерно в 8 начинается утренняя литургия, еще одно богослужение, которое также длится 2—3 часа. Затем легкий завтрак и послушание, проще говоря — работа. Далее — обед. Все едят молча, а один из монахов читает вслух что-нибудь из жизни святых или какое-нибудь поучение. После обеда непродолжительный отдых, затем снова работа. В 17 часов — вечернее богослужение, затем ужин, молитва и несколько часов на личные дела. И около 11 часов — отбой. По словам Александра, между выходными и буднями — разницы почти не было.

«Хотя в моей трудовой книжке и записан стаж, но денег монахи не зарабатывают и не имеют. Всем необходимым их обеспечивает монастырь: нужна обувь — приобретут, надо съездить к родителям — дадут деньги на билет. Выходить из монастыря можно, но надо предупреждать «начальство». В настоящее время вообще монахам предоставляют официальные каникулы. Теоретически, можно даже поехать отдыхать за границу, но опять же надо написать прошение на имя епископа или руководству монастыря, указать где будешь находиться и как с тобой связаться. По большому счету, это напоминает армию».

…и без Него

Из монастыря уходят многие. Но большинство по видимым причинам: конфликты или потому что попросту тяжело. Александр же — один из тех немногих, которые потеряли веру в то, что составляло основу их жизни, поэтому и приняли такое решение.

«Я ушел, потому что я разуверился в церковных догматах. У меня всегда были сомнения. И мне было важно в них разобраться, я их не боялся, — объясняет Александр. — Я много читал на эту тему и пришел к выводу, что Иисус был прекрасным и необычным человеком, но не был Богом, как учит Церковь. И это стало главным, после чего все посыпалось. Ведь если Христос не Бог, то возникают вопросы о Троице, о литургии, евхаристии…»

«Я хотел уйти тихо, но поделился своими мыслями не с теми людьми, и об этом узнали. Были и такие, кто говорил про меня: «Иуда», отрекся от Христа.

Но я с ними не согласен. Если бы я действительно верил и ушел — вот тогда бы я отрекся. Мне говорят, что я предатель и оставил веру. Мол, это то же, что оставить жену с детьми, свою семью. Но это не так. Моя ситуация: как будто я проснулся и понял, что жены никогда и не существовало, она была галлюцинацией, фантомом, в который я почему-то поверил», — объясняет Александр.

Вообще, считает он, вопросов сегодня к Церкви немало. Если человек начинает жить так, как учит Церковь, и относится к этому серьезно, он замечает многие противоречия.

«Я не против Церкви, — подчеркивает наш собеседник, — я считаю, что церковь должна меняться, реформироваться с течением времени. Нельзя вдалбливать людям XXI века средневековые правила и взгляды на жизнь».

«Я знаю, что религия помогает. Но сегодня немало священников забывают свое место, забывают о совести и скромности. И в отношении православной Церкви сегодня ощущается напряженность в обществе.

После той же Октябрьской революцию погибло столько священников, потому что народ им не верил. Да если бы Церковь тогда была другой, люди бы ее отстояли, не согласились бы так легко с большевистским лозунгом «Бога нет».

Сам я теперь агностик. Если вы спросите, есть ли Бог, я отвечу: не знаю. Из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви — моя вера перешла в надежду. Я не верю, что Бог существует, но надеюсь, что это так».

Пошел второй год, как Александр оставил Церковь. Когда уходишь из монастыря, никакого денежного расчета не производят. Уходишь с тем, с чем пришел. Но у него немного денег было, давали когда-то знакомые, друзья. На первое время хватило.

Месяц он прожил в Гомеле, затем перебрался в Минск. Сегодня он — слесарь-электрик в столичной частной фирме.

«Хочу как-то зацепиться в жизни, вспомнить свои рабочие навыки и завести семью, родить детей — простые человеческие желания, — говорит Александр. — От Церкви меня не отлучили. Я могу покаяться и вернуться. Но если я не изменю своих взглядов — это будет обман. А обманывать я не хочу».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
1

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?