Белорусы снимали перформанс, а получилось вирусное видео, собравшее на площадке TikTok два миллиона просмотров. Рассказываем, как возник этот ролик.

Главные действующие лица: скульптор Павел Войницкий, писатель и лауреат прошлогодней премии Гедройца Илья Син, режиссер Юрий Тимофеев. Они снимали перформанс в рамках арт-проекта Actions Against the Wall. В видео Син замуровывает голову в бетон, а Войницкий с ломом разрушает стену. В конце звучат знаковые для этого лета «Муры» («Стены»).

«По сути, происходящее сегодня в Беларуси — это не политический конфликт разных мировоззрений. Это борьба общества против железобетонной стены репрессивной государственной системы.

Борьба за право быть обществом, за право жить в правовом государстве. Борьба каждого за право быть живой личностью, а не another brick in the wall. Наши скромные действия — это вода, которая разрушает непоколебимые, казалось бы, стены», — объясняют они. 

На TikTok команда выложила бэкстейдж — о том, как разбирают «декорации» и освобождают Сина от бетона.

Тот самый бэкстейдж, опубликованный на платформе TikTok.

Илья Син говорит, что вирусность ролика стала неожиданностью. 

«Для нас абсолютно неизвестная аудитория TikTok как черная магия. Каких бы то ни было усилий мы не прилагали, денег в рекламу тоже не вкладывали».

Ролик заливали дважды (но спустя время администрация удаляла его из-за жалоб на чрезмерную жестокость). Второй раз уже за полдня видео собрало полмиллиона просмотров, а потом — два миллиона.

Большая частьть аудитории — из Вьетнама, Индонезии, Камбоджи.

«Юрий Тимофеев говорит, что и «Черный квадрат» может работать как угодно, и этот сюжет тоже. Без контекста каждый сам может сформулировать свою мысль», — рассуждает писатель.

Залить голову бетоном — выглядит рискованно. Но Илья Син уверяет, что всё было под контролем:

«У нас вполне профессиональная команда. Скульптор Павел Войницкий с большим стажем, знает свойства материалов, у него рука хирурга. Думаю, люди, которые выходят на акции, рискуют гораздо больше».

Для команды этот проект — способ художественно осмыслить происходящее. Про хайп и провокацию они думали в последнюю очередь. Раньше они старались быть творческими личностями вне политики. Почему это не удалось сейчас?

«Не могу назвать какое-то конкретное событие, которое стало причиной, — скорее накопительный эффект происходящего. Ты настолько погружен, что не можешь абстрагироваться от окружения. Это настоящая рефлексия, терапия. Ведь когда эмоции — в основном негативные — накапливаются, их нужно куда-то выливать. И искусство лучше всего для этого подходит», — говорит Син.

Он признается, что для него как художника текущие события скорее не источник вдохновения, а абсолютно некомфортные условия, на которые он вынужден реагировать.

«Я больше гожусь для мирного времени. Потому что все оттенки, полутона теряются в нашей бинарной ситуации.

Некоторые шутили, что когда в Голливуде снимут фильм по этим событиям, ничего не додумывая, посторонний зритель скажет: «Нет, ну вы врете! Жизнь сложнее, не бывает белого и черного».

Но есть радость от такого процесса, как рождение нации. Для меня это было неожиданно: еще пару месяцев назад ничего не предрекало такого».

После вмуровывания в бетон Илья Син примерил ледяную маску в прямом смысле. Таким стал сюжет следующего видео в рамках творческого проекта. «Ледяная маска — хороший способ уединиться от кошмара действительности и шанс сохранить себя в этом сумасшедшем информационном водовороте. Но ненадолго», — описывают авторы следующий замысел.

Читайте также: «Для пропитания я воровал плавленые сырки». Большое интервью с победителем премии Гедройца Ильей Сином

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?