Белорусский дизайн: как создаются новые шрифты и как разрабатывали логотип «Нашай Нівы» 6

Автор: Наталья Тур, фото Воли Офицеровой

Со школьных лет нам хорошо известны Times New Roman и Arial, и все мы знаем, насколько важен выбор шрифта для визуального восприятия текста.

Совместно с немецким брендом профессиональных инструментов для письма rOtring и официальным дистрибьютором бренда в Беларуси — компанией Universal Press — мы продолжаем проект «Современный белорусский дизайн с rOtring».

В этот раз мы расспросили каллиграфов Геннадия Мацура и Алексея Коваля о законах создания шрифтов, об их любимых и нелюбимых буквах, а также о том, существует ли исконный белорусский шрифт.

Каллиграфию нужно почувствовать

Геннадий Мацур в белорусской каллиграфии личность известная. Первые свои работы, посвященные Миколе Гусовскому и Янке Купале, он представил еще в 1980 году. Впоследствии выходило множество оформленных им книг, он представлял персональные и участвовал в сборных выставках, побеждал в республиканских и международных конкурсах. Сегодня Геннадий Иванович признается, что почти одно и то же время уходит как на создание той или иной работы, так и на то, чтобы придумать ей название.

«Не хватает словарного запаса. В голове рождается образ, ощущение, а как его на слова положить? Каллиграфия — это же не то, что можно прочитать. Это то, что нужно почувствовать».

Про «Нашу Ніву»

С одной из работ Геннадия Мацура читатели «Нашей Нивы» сталкиваются ежедневно. Фирменный шрифт логотипа — его работа.

«Главный редактор поставил мне задачу обновить логотип газеты, которая должна была стать новой и по содержанию, и по визуальному восприятию. Но сделать это я должен был на исторической подложке».

За основу логотипа был взят шрифт «Гуманист». «И методом проб и трансформаций получилось то, что получилось. Теперь я могу утверждать, что вышло достойно. Я рад, что этот шрифт стал для «Нашей Нивы» визуальным знаком. Вы можете даже не прочитать какой-то текст, но, увидев буквы «НН», сразу поймете, к чему отсылка».

Если заказчик шрифта ставит перед тобой четкую задачу, работать проще, говорит Геннадий Иванович.

«Внутри самого задания можно найти столько пространства для творчества! Например, как-то оформлял обложку словаря по микробиологии. Ну как понять, какой шрифт нужен? Пришлось разговаривать с автором словаря, профессором. Я ему задавал вопросы: а микробиология круглая или квадратная, твердая или мягкая, холодная или теплая? Профессор сначала думал, что я издеваюсь над ним. На самом деле, такие вопросы помогли мне понять, как делать рисунок».

Про исконно белорусское

Когда мы говорим «немецкая готика» или «арабская вязь», наше воображение сразу рисует эти шрифты. А какой шрифт нарисует воображение, если он белорусский?

«На самом деле, современного такого шрифта не существует, — говорит Геннадий Мацур. — Вообще, мы живем в традиции латинского письма. Франциск Скорина писал прекрасной белорусской кириллицей. А когда Петр Первый ввел гражданский шрифт, оказалось, что он во многом «слизан» с латиницы».

Говорят, что гражданский шрифт разрабатывал наш земляк Илья Копиевич, человек абсолютно западной культуры, образования. Поэтому у него и получилось, что многие кириллические буквы повторяют латинские. R у Копиевича превратилась в Я.

Начинается на А

Создавать шрифты Геннадий Мацур всегда начинает с буквы А. Эта буква, говорит он, особенная и задает характер всего шрифта. Есть у каллиграфа Мацура свои любимые и нелюбимые буквы.

«Буква Б мне тяжело дается, особенно строчная. Я не знаю, как она должна выглядеть в идеале. К сложной букве Ж надо относиться с особым уважением. Она легкомыслия не прощает. Не люблю букву Я. Она какая-то бессистемная. В настоящей кириллице звук Я — это сочетание написанных рядом букв I и А. Вот они бы красиво смотрелись в любом шрифте. Непонятная буква З. Почему она пишется так, что ее путаешь с тройкой? Неправильно это с дизайнерской точки зрения».

Геннадий Мацур вспоминает, что когда начал заниматься шрифтами, слова «дизайнер» еще и не было.

«Я учился у Павла Семченко. Именно он ввел каллиграфию в профессиональное белорусское изобразительное искусство. Ранее мы — графики, каллиграфы — и художниками не считались. Мы были «промышленными». Теперь же каллиграфов Беларуси знают, узнают.

Как не повторяться в каллиграфии?

Геннадий Мацур говорит, что все приходит с опытом.

«Я периодически ловлю себя на мысли, что что-то такое уже будто бы делал, но понимаю: вещи похожие, а на самом деле абсолютно разные. Поясню: у вас любимое платье. Вот самое красивое оно у вас. И как сидит на вас, и как по цвету к глазам подходит! Но оно старое. Надо купить новое. И вы знаете, что хотите именно такое платье. А купите все равно хоть немного, но другое. Так и со шрифтами. Не могут они быть одинаковыми».

При этом Геннадий Мацур считает, что нет ничего более совершенного, чем чистый лист бумаги.

«И если ты подносишь к нему кисть с тушью, то точно знаешь, что испортишь его. Но задача художника испортить этот лист максимально красиво, чтобы тот, кто будет смотреть на него, смог прочитать даже то, чего там написано не было».

«Шрифт — моё дитя. Мне трудно его отпустить»

Алексей Коваль занимается шрифтами более десяти лет. Сегодня его «почерк» можно узнать на шрифтах Белорусской железной дороги, фирменное «Е» на логотипе «Евроопт» — тоже его работа.

Читайте другие материалы проекта «Современный белорусский дизайн с rOtring»:

Первый свой шрифт Алексей сделал еще в 2006 году.

«Я поступил в Академию управления на дневное отделение, вскоре понял, что после пар мне неинтересно пить вино и тратить время с одногруппниками, стал думать, чем бы хотел заниматься. А я с детства много рисовал. Постепенно пришел к логотипам, потом — к шрифтам. Сидел на форумах, задавал вопросы более опытным дизайнерам. Потом узнал, что в Москве состоится конкурс по каллиграфии и шрифту. Решил поехать. Не ради того, чтобы победить, а чтобы познакомиться с людьми. Участие в этом конкурсе дало мне гораздо больше, чем я мог подумать. В Минск я вернулся с точным пониманием того, что хочу делать».

А в 2008 году Алексей Коваль первым из белорусов начал продавать свои шрифты на сайте myfonts.com.

«Это крупнейший в мире сайт шрифтов. Если ты продаешься там, то о тебе начинают узнавать за пределами страны, ты становишься узнаваемым».

Алексей направил письмо с представлением своего шрифта, ему предложили тесты, чтобы посмотреть, как шрифт будет работать в различных форматах. И наконец он был согласован.

«На сайте доход зависит от того, сколько раз скачали твой шрифт. Одно скачивание стоит от 15 до 50 евро. Разработчик получает 10% этой суммы. Но, чтобы снять деньги, необходимо, чтобы на счету было не менее 200 долларов. Поэтому свои первые деньги за шрифты я получил только через три года».

В настоящее время Алексей Коваль почти единственный, кто занимается в Беларуси шрифтами и шрифтовыми файлами.

«Лишь я и Денис Серебряков выпускаем шрифты, которые можно установить на компьютер. Есть еще пять-шесть человек, кто окончил Академию художеств, создал неплохие рукописные шрифты, но работу до логического завершения они не довели, потому что мало кто из заказчиков будет оплачивать неизвестному дизайнеру 10 тысяч часов работы, а именно столько приблизительно продолжается работа над шрифтом».

Алексей достает из папки шрифт, подписанный как «скориновский титульный». Заказала его Алексею семейная пара из Германии, которой хотелось восстановить шрифт к 500-летию выхода первой печатной книги Франциска Скорины.

На распечатанном шрифте видны правки.

«Не так сложно придумать шрифт, как потом довести его до логического завершения. Шрифт — это же моё дитя, его очень трудно отпустить от себя, ты все время его совершенствуешь. Когда разрабатывал шрифт Белорусской железной дороги, там была папка толщиной с энциклопедию».

Скориновский шрифт, говорит дизайнер, очень важный фундамент для понимания вообще того, какими должны быть белорусские кириллические шрифты.

«В 1991 году каллиграф №1 в Беларуси Павел Семченко переосмысливал шрифт Скорины и выпустил авторскую версию. Моя задача сделать цифровую реконструкцию оригинальных форм, чтобы ими могли пользоваться… Смотрите, скориновский шрифт, если говорить о его практическом использовании, может заменить все «старославянские» алфавиты исключительно нашим, исконным».

Алексей Коваль говорит, что работает преимущественно с кириллическими шрифтами. И на то есть причина.

«Если с кириллическим написанием все получится, то в латинице точно будет работать».

Как создается шрифт?

«Сначала важно понять, с какой целью он будет использоваться. Если взять, например, ту же БЖД, то в шрифт надо было заложить скорость, удобство, современность. Обычные люди, возможно, и не разбираются в шрифтах, но чувствуют их».

Потом начинается этап создания. И здесь тоже есть свои хитрости. Шрифт никогда не создается в алфавитном порядке. Сначала рисуются буквы О, Е, Н, К, С. Так можно проверить, как будут смотреться максимально закрытая и открытая буквы, максимально широкая и максимально круглая.

После этого начинается длительный, но творческий процесс. Комбинируются сочетания букв, делаются тестовые распечатки, подгоняется расстояние между буквами, строчками. Ну и завершается всё тестированием поведения шрифта в различных программах, приложениях.

Алексей Коваль признается, что даже после того, как его работы стали востребованными, звездная болезнь ему не известна.

«Я могу разработать логотип и для ремонта обуви, главное — чтобы это было интересно и необычно».

Где купить rOtring?

  • Официальный дистрибьютор rOtring — компания Universal Press. Обслуживание корпоративных клиентов и дилеров.
  • Розничная продажа и консультации частных клиентов — студия каллиграфии Calligraphy.

Клас
1
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?