Проведение любого крупного спортивного турнира практически всегда связано с масштабным новым строительством: арены для соревнований, гостиницы, транспортная инфраструктура. Минчане уже смогли убедиться в этом на собственном опыте даже в связи с относительно «камерным» мировым чемпионатом по хоккею — что уж говорить про события действительно планетарного размаха, такие как Олимпиады и футбольные чемпионаты. К началу Евро-2012 блогер Darriuss рассказывает о восьми польских и украинских стадионах, которым суждено ближайшие три недели находиться в центре всеобщего внимания.

Предыдущее Евро, состоявшееся четыре года назад в Австрии и Швейцарии, в смысле действительно приуроченного к нему строительства оказалось, впрочем, достаточно скромным. Специально к чемпионату был фактически возведен только один новый стадион (в Клагенфурте),
остальные семь арен или уже были построены, или подверглись в той или иной степени реновации, зачастую связанной лишь с некоторым (причем временным, на время турнира) расширением их вместимости.
В Польше и Украине такое было невозможно. Подавляющее большинство футбольных арен этих стран представляло собой деградировавшее наследие времен строительства социализма, не отвечавшее даже минимальным требованиям УЕФА.
Без новых стадионов или кардинальной реконструкции существующих было не обойтись. Страны-соседи по-братски разделили финансово обременительную ношу:
из восьми необходимых стадионов четыре достались Польше, вторая же половина, соответственно, оказалась украинской: Варшава, Познань, Гданьск, Вроцлав (вызывающим тут выглядит отсутствие Кракова, древней польской столицы), Киев, Львов, Донецк и Харьков, таки опередивший в конечном итоге Днепропетровск.
В более выгодном положении оказалась, как ни странно, Украина. Дело в том, что только там к моменту выбора стран-организаторов Евро (в 2007 году) строительство одной из необходимых арен уже было в разгаре, причем велось оно полностью на частные деньги. Речь, конечно, о донецкой «Донбасс-Арене».
Украинский миллиардер Ринат Ахметов, владелец газет, заводов и, возможно, даже пароходов, вложил в строительство стадиона для принадлежащего ему ФК «Шахтер», по разным оценкам, до $400 млн.
За эти деньги в парке имени Ленинского комсомола появилось суперсовременное сооружение, к настоящему времени уже ставшее новым символом брутального пролетарского Донецка. Строительные работы продолжались немногим более трех лет: с июня 2006-го по август 2009-го.
Британские архитекторы из компании Arup Sport предложили для «Донбасс-Арены» футуристический образ овального в плане здания с полностью остекленными фасадами. Неприхотливым местным жителям полученный результат немедленно напомнил приземлившуюся посреди парка «летающую тарелку».

Вокруг стадиона после окончания стройки был разбит сквер, специально засаженный породами деревьев, листва которых осенью приобретает красно-оранжевую окраску, близкую к командным цветам донецкого «Шахтера». Всего работы по озеленению и благоустройству территории обошлись Ахметову в $30 млн.

Одним из аттракционов, призванных развлечь приходящую на стадион и просто в парк публику, стал, в частности, огромный гранитный мяч, лежащий на «подушке» из мощных струй воды. Благодаря созданному ими высокому давлению мяч свободно вращается всеми желающими, несмотря на свой вес.

В темное время суток стадион эффектно подсвечивается, что еще больше усиливает инопланетное впечатление, производимое на окружающих. Естественно, «Донбасс-Арена» оборудована всей положенной инфраструктурой: от парковок и заведений общепита до магазинов фанатской атрибутики и клубного музея.

Общая вместимость стадиона составила 51 000 зрителей. Во время Евро-2012 тут пройдет пять матчей: три на групповой стадии, четвертьфинал и один из двух полуфиналов.

Если «Донбасс-Арена» к моменту выигрыша польско-украинской заявкой конкурса на право проведения чемпионата была уже наполовину готова, то с остальными, в том числе и двумя главными, стадионами турнира дело обстояло куда хуже.

В Варшаве поляки решили построить абсолютно новую арену на месте старого «Стадиона Десятилетия» еще 1950-х годов, превращенного в 1989-м в гигантский рынок,
так называемую «Ярмарку Европы», ту самую, где тысячи и тысячи бывших советских граждан в эпоху, когда гипермаркетов и торговых галерей в Белостоке еще не существовало, делали первые мелкооптовые покупки с целью приобщить соотечественников к нехитрым благам западной цивилизации. Выглядел «Стадион Десятилетия» в последние годы своего существования как-то так: трущобы из рыночных палаток и заброшенные трибуны, уже заросшие молодыми деревьями.
В 2007 году этот варшавский «Черкизон» был снесен, а уже в 2008-м на его месте началось строительство новой красивой арены.

Как обычно, архитекторы предложили несколько вариантов внешнего вида главного стадиона страны. Например, такой:

Однако в конце концов

польское правительство выбрало проект гамбургского бюро Gerkan, Marg und Partner: футбольная арена на 58,5 тыс. зрителей с возможностью трансформации в концертную площадку.
По соседству было запланировано возведение бассейна с аквапарком, гостиницы с конгресс-центром, железнодорожного вокзала и станции метрополитена. К Евро, правда, успели построить только сам стадион.
Своеобразие внешнему облику сооружения придает фасад, сформированный из решетчатых панелей, окрашенных в цвета национального флага Польши.

В отличие от «Донбасс-Арены», варшавский «Стадион Народовы» представляет собой открытое сооружение.

Расположенные под разными углами фасадные панели свободно пропускают воздух и свет внутрь конструкции арены.

При этом стадион спроектирован с возможностью превращения в крытый спортивный и концертный зал. Трибуны по периметру накрыты крышей, подвешенной на вантовой системе.

Для футбольного же поля предназначена своя специальная выдвижная крыша, в обычное время скрытая в центральном ядре арены.
К последнему, кстати, подвешены и четыре больших экрана по образцу хоккейных стадионов.

В случае необходимости выдвижная крыша разворачивается за 20 минут. Полупрозрачная мембрана сделана из стекловолокна, покрытого тефлоном, и способна выдерживать мокрый снег толщиной до 18 см.

Комплекс в разрезе. Кончик шпиля центрального ядра находится на высоте 100 метров над футбольным полем.

Сиденья, как и фасад стадиона, выполнены в цветах польского флага. Сборная страны проведет здесь два из трех матчей групповой стадии, включая матч-открытие чемпионата, и в дальнейшем арена станет для нее домашней. Как и в Донецке, помимо трех групповых матчей, тут состоится по одному четвертьфиналу и полуфиналу Евро.

«Стадион Народовы» занял достойное место в панораме правого берега Вислы. Особенно эффектно он смотрится ночью на фоне вантового Свентокшиского моста. Сооружение было закончено за 3 года и обошлось польскому правительству в 500 млн евро. Торжественное открытие состоялось в январе 2012-го.

Второй по вместимости польский стадион Евро также был построен специально к чемпионату. Им стала гданьская Baltic Arena,
в 2010 году после заключения спонсорского контракта с одной из местных энергетических компаний переименованная в PGE Arena.

Дюссельдорфское архитектурное бюро Rhode-Kellermann-Wawrowsky, до этого спроектировавшее стадионы в немецких Гельзенкирхене и Ганновере, предложило в качестве основной художественной темы для арены в портовом Гданьске образ янтаря, которым славится Балтийское море.

Строительные работы начались в мае 2009-го и продолжались всего два года — торжественное открытие состоялось 19 июля 2011-го. Поразительная по нашим меркам оперативность для сооружения таких масштабов.

Фасад и крыша комплекса облицованы поликарбонатными панелями 6 разных оттенков, преимущественно желтого и коричневого цветов, что, собственно, и делает PGE Arena похожей на кусок обработанного и отполированного янтаря.

Панели крупным планом. Всего их потребовалось 18 000 штук. С внешней стороны фасада они непрозрачны.

Внутри же панели свободно пропускают солнечный свет. Пользоваться прекрасным стадионом после окончания Евро будут фанаты гданьского клуба «Лехия».

Его вместимость составила 43 600 зрителей. Кроме трех традиционных матчей групповой стадии, в Гданьске будет сыгран и один из четвертьфиналов. Бюджет проекта — 180 млн евро.

Третий польский стадион — во Вроцлаве — также строился специально к Евро. Желающих выкупить название арены не нашлось. Так он и известен до сих пор просто как «городской стадион».
Авторами проекта вновь стали немцы, точнее, польское представительство франкфуртской фирмы JSK Architekten.

Первоначальное предложение отличалось фантастическим силуэтом.

Затем фантазии архитекторов поумерились, и они предложили для вроцлавской арены концепт «стадион-фонарь», что, по их мнению, должно было удачно коррелировать с образом Вроцлава как динамичного современного города.

В реальности на китайский фонарик вроцлавский стадион получился похож куда меньше, чем это было на рендерах, но все же что-то, его напоминающее, осталось. В отличие от своих донецкого, варшавского и гданьского собратьев,

Stadion Miejski благодаря использованию полупрозрачных панелей из стекловолокна, покрытых тефлоном, получился бесцветным, словно обернутым в бумагу. При этом четыре огромных стальных кольца, по окружности опоясывающих арену, придали фасаду характерную рельефность.

Цветным сооружение становится ночью. По современной стадионной моде фасад может окрашиваться в любые цвета в зависимости от ситуации — тефлоновые поверхности представляют собой идеальный материал для проецирования на них.

Разрез комплекса.

Он был построен в 2009—2011 годах, обошелся польскому правительству в 168 млн евро и способен вмещать 42 700 зрителей. Во время игр Евро-2012 он примет только три групповых матча, после чего станет домашней ареной вроцлавского ФК «Шленск». «Начинка» всех польско-украинских евростадионов примерно одинакова: киоски по продаже разнообразной еды, рестораны, фитнес-клубы, конференц-залы, магазины по продаже атрибутики, административные помещения.

Трибуны этого стадиона имеют особенно крутой уклон, что максимизирует обзор поля для зрителей.

JSK Architekten, помимо архитектурной концепции самой арены, спроектировала также и окружающую его инфраструктуру. В нее входит эспланада, окружающая комплекс и создающая вокруг него пешеходную зону. С юга она обеспечивает свободный подход к комбинированной остановке трамвая и железнодорожных поездов. С севера эспланада ведет к узлам общественного транспорта: городским трамваям и автобусам, а также к автобусному парку. Все это позволит значительно облегчить приезд и отъезд гостей стадиона во время массовых мероприятий.

Наконец, четвертый польский стадион Евро — в Познани (и так же, как и вроцлавский, пока не получивший собственного имени, оставшись просто «городским») — единственный из всей четверки, который построен не с нуля,
а есть результат реконструкции существовавшей с 1980 года арены. Причем эта реконструкция началась задолго до нагрянувшего еврочемпионата и представляла собой обычное приведение старого поля времен ПНР к минимальным стандартам комфорта. С 2003 года познаньские власти неспешно вели работы по расширению вместимости своего стадиона, сооружению навеса над трибунами, устройству подогрева поля, но после выбора Польши в качестве одной из стран-хозяек представительного международного турнира эти работы получили новый импульс и соответствующий ему размах.

Было принято решение дополнительно надстроить две из четырех трибун вторыми ярусами, доведя общую вместимость комплекса до 43 300 человек, и привести стадионную инфраструктуру в соответствие с требованиями УЕФА для подобного рода сооружений. Из-за такой практики надстроек и перестроек уже существующего здания познаньская арена и вышла в итоге несимметричной.

Впрочем, в определенной красоте не откажешь и ей. Архитекторы компании Modern Construction Systems, ответственной за процесс проектирования, специально к Евро-2012 изменили конструкцию кровли стадиона. Его крыша стала представлять собой волнистую мембрану, разделенную на равные сегменты 9-метровой длины. Мембрану решено было окрасить в «натуральный цвет шелка», каковым оказался обычный белый.

Все работы были завершены еще к 2010 году, обошлись в 180 млн евро, и познаньский стадион, таким образом, стал первым из сданных в стране под чемпионат и третьим в обеих странах-хозяйках после «Донбасс-Арены» и харьковского «Металлиста».

«Шелковый» городской стадион Познани в ночном оформлении:

Самое время вернуться в Украину, где в Киеве 8 октября 2011 года был открыт

главный, самый большой, стадион чемпионата Европы по футболу 2012 года. Национальный спортивный комплекс «Олимпийский»,
70-тысячник, который 1 июля примет финальный матч Евро, представляет собой уже четвертую инкарнацию крупнейшего спортивного сооружения Украины.

Первый стадион на склонах Черепановой горы начал строиться еще в 1936 году по проекту архитектора М. Гречины. Открытию этого по-сталински пышного сооружения, главной изюминкой которого были деревья, высаженные по окружности стадиона, помешала война. В конце концов оно состоялось только в 1946 году.

В 1966—1967 годах к трибунам был достроен второй ярус, после чего вместимость увеличилась до фантастических по нынешним меркам 100 тыс. человек. Даже после кардинальной реконструкции, начатой в 1978-м и приуроченной к московской Олимпиаде-80 (в Киеве, как и в Минске, прошли отборочные игры олимпийского футбольного турнира), 100-тысячная вместительность сохранилась. Киевский «Олимпийский» был крупнейшим стадионом Европы.

В 1999 году скамейки были заменены на индивидуальные сиденья, количество мест сократилось до 83,5 тыс.

А в 2008 году, после выигрыша права на проведение Евро, украинское правительство подписало контракт на четвертую реконструкцию «Олимпийского» все с той же немецкой фирмой Gerkan, Marg und Partner (GMP). Они же были авторами и второй крупнейшей арены чемпионата — нового Национального стадиона в Варшаве. Впрочем, некое подобие архитектурного конкурса проводилось. Поступали на него предложения, подобные следующим:

GMP же предложила по-немецки простой и стильный дизайн, предполагавший сохранение двухъярусных трибун старого «Олимпийского» с накрытием их специальной тентовой кровлей. Ритм опор, несущих вантовую систему кровли, и должен был формировать художественный образ главного стадиона чемпионата. Получилось неплохо.

Монтаж опор-колонн. Всего их было установлено 80 штук, каждая высотой почти в 50 м и весом в 50 тонн. В верхней и средней части опоры объединены балками, образующими нижнее и верхнее кольцо.

На несущие опоры подвешена вантовая система, на вантах, в свою очередь, размещены 640 так называемых «зонтиков», служащих для натяжки тентовой мембраны, отвода осадков и дополнительного освещения поля.

Навес выполнен из полупрозрачной синтетической мембраны.

Индивидуальными сиденьями формируется абстрактная мозаика в цветах национального флага Украины.

Общий вид нового «Олимпийского»:

Работы по реконструкции стадиона в стесненных условиях центра Киева шли мучительно долго со значительным, по украинскому обыкновению, превышением первоначальной сметы. В конце концов реконструкция главной арены чемпионата и страны обошлась Украине в $500—550 млн.

Еще одним украинским стадионом к Евро, ограничившимся лишь реновацией, стал харьковский спорткомплекс «Металлист».
Он был открыт еще в 1926 году и первоначально имел весьма брутальный вид.

После серии реконструкций, к 2007 году главная арена второго по величине украинского города выглядела так:

В 2007 году Харьков выбрали в качестве одного из восьми городов, которые примут матчи Евро-2012. Тут же началась перестройка «Металлиста», как и в случае с «Донбасс-Ареной» в основном ведшаяся на деньги владельца местного одноименного футбольного клуба.

Вокруг чаши стадиона были установлены 24 металлические опоры, поддерживающие новую крышу арены. За характерный внешний вид «Металлист» тут же прозвали «Пауком».

Его открытие после ремонта состоялось в декабре 2009 года. Стадион, вмещающий после реконструкции 38 000 человек, получился, прямо скажем, с самым скромным внешним обликом. Зато, по всей видимости, и обошелся дешевле всего — всего в $75 млн.

Наконец, последний,

четвертый в Украине и восьмой в обеих странах стадион открылся в октябре 2011 года на самой окраине Львова.
Проект разработало венское бюро Albert Wimmer ZT GmbH, плодотворно трудившееся в аналогичной роли перед предыдущим, австро-швейцарским Евро.

Хотя строительные работы начались еще в ноябре 2008 года, вскоре из-за иррегулярного финансирования их темпы существенно сократились, что на протяжении двух лет доставляло немало головной боли чиновникам УЕФА. Всерьез рассматривался вопрос о переносе запланированных во Львове матчей в какой-нибудь другой город. В октябре 2010-го, за год до планируемой сдачи объекта, выглядел он следующим образом:

Угрозы европейских футбольных бюрократов все же возымели эффект, деньги на достройку таки нашлись, и в привычной для советского человека обстановке аврала и штурмовщины «Арена Львів» 29 октября 2011 года была торжественно открыта. Строительство самого маленького стадиона Евро-2012 (около 35 000 зрителей) обошлось украинской казне в 211 млн евро.

Как и его харьковский собрат, львовский стадион примет всего 3 матча группового этапа чемпионата, а в дальнейшем станет домашней ареной клуба «Карпаты».

Сложно было ожидать появления к Евро-2012 в не самых богатых странах континента восьми стадионов-шедевров. Тем не менее общий уровень архитектуры турнира, особенно в сравнении с его предшественниками, оказался достаточно высоким.
Все еще хочется верить, что похожие впечатления останутся и по итогам 2014 года в одной маленькой, но чрезвычайно гордой стране как раз между Украиной и Польшей.
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?