Як гэта працуе? Каб падтрымаць медыя, чытач можа аформіць падпіску на платформе Patreon на суму 5, 10, 30, 50 і 100 еўра. Кожны лот мае свае бонусы — чым лот даражэйшы, тым іх больш. З падарункаў — плакат ад фотамастачкі Карыны Паляковай, майка з прынтом аўтарства Уладзіміра Цэслера, стыкер, стылёвы шопер і худзі з надпісам «кукуха едзе». Іх падпісанты атрымліваюць не адразу, а праз некалькі месяцаў пасля падпіскі. Спонсараў дадаюць таксама ў закрыты чат з рэдакцыяй (калі выбраць лот за 50 еўра, можна нават патрапіць на планёрку).

Как это работает? Чтобы поддержать медиа, читатель может оформить подписку на платформе Patreon на сумму 5, 10, 30, 50 и 100 евро. Каждый лот предполагает свои бонусы: чем лот дороже, тем их больше. Из подарков — плакат фотохудожницы Карины Поляковой, майка с принтом Владимира Цеслера, стикер, стильный шоппер, худи с надписью «кукуха едет». Их подписчики получают не сразу, а через несколько месяцев после подписки. Спонсоров добавляют в закрытый чат с редакцией, а если выбрать лот в 50 евро, можно даже попасть на планерку.

Фото kyky.org

Фото kyky.org

«Мы знали об инструменте Patreon и решили попробовать его. Конечно, если бы сейчас в Беларуси все было иначе и условная MolaMola не была закрыта, мы бы, наверное, разместились там. Но поскольку те, кто считает себя властью, выжигает все инструменты помощи гражданскому обществу, нам пришлось брать что-то зарубежное, — объясняет главный редактор kyky.org Настя Рогатко. — Мы выбрали Patreon, потому что он в том числе позволял совмещать в лотах продажу информационного продукта и вещевого. Для нас было важно, чтобы была возможность делать мерч. И с этим мы не ошиблись: люди сразу начали спрашивать, как приобрести только худи или только футболку. Видно фраза «кукуха едет» сильно срезонировала в людях, попала в настроение. Думаю, в будущем нам нужно запускать отдельную линейку мерча».

Настя Рогатко. Фото из личного архива

Настя Рогатко. Фото из личного архива

Настя говорит, что для них этот краудфандинг — эксперимент.

«Мы договорились, что не пишем бизнес-план, не рассчитываем, что это покроет нам зарплату. Мы не построим сейчас бизнес-модель на Patreon, потому что вообще никогда не пробовали крауд-инструменты и понятия не имели, будет ли больше донатов из Беларуси, или от диаспор». 

Сейчас у медиа 114 спонсоров (патронов). Вместе они оформили ежемесячную подписку на сумму 1639 евро.

Редакция результатом довольна.

«С учетом того, что у нас довольно маленькая команда, для нас это уже ощутимые деньги. Мы можем закрыть зарплату сотрудника или оплатить платформу для создания тестов, хостинг, новые домены, которые мы меняем. Это хорошая база для старта. Мы планируем подключить рекламу и развивать проект».

По словам главного редактора, оптимально было бы иметь ежемесячную подписку на 4—5 тысяч евро.

«Мы бы тогда знали, что есть базовый месячный оборот, который позволяет планировать будущее дольше, чем на месяц. Ведь морально команда готова и хочет совершать трудовые подвиги, просто горизонт планирования из-за ситуации, в которой мы оказались, очень мал. В любой компании, если ты существуешь на грани выживания, ты не можешь развиваться. С генерацией идей у нас проблем нет, но нужен ресурс, чтобы быть уверенными, что мы потянем это».

Большинство донатов приходит из Беларуси. Самыми популярными стали маленькие лоты, но есть и несколько человек, которые оформили подписку по 100 евро. Среди подписантов много айтишников. В закрытом чате с редакцией люди предлагают темы, обсуждают вышедшие на сайте статьи.

«Мы очень много теплых слов услышали о себе благодаря этому чату. И я вижу, что команда редакционная оживилась. У нас после блокировки упали просмотры, вечными сайтами-зеркалами мы забили свой поисковый трафик и остались на ядре аудитории. Журналистам стало тяжело: если раньше текст набирал десятки тысяч просмотров, то сейчас ты радуешься и 15 тысячам. Но когда в чат стали приходить реальные люди и благодарить, это поддержало моральный дух».

Медиа предлагало спонсорам размещать их имена на сайте, но оказались, что сейчас люди не готовы к публикации своих данных. В планах — предлагать по подписке оригинальный контент, которого нет на сайте. Такую форму краудфандинга хотят запустить и для белорусской редакции The Village.

Насколько белорусская аудитория готова к тому, чтобы платить онлайн-медиа?

«До 2020 года я бы первой сказала, что никто не будет платить, и kyky.org на краудфандинге ничего не соберет. Потому что в нашем журнале не было идеи социально архиважного продукта, как например у проекта «Имена». Люди скорее будут помогать мальчику с тяжелым заболеванием, чем хипстерам, пишущим тексты. Для меня стало открытием, как люди донатили фондам солидарности.

Покрыть через подписку расходы всей редакции, конечно, мы не сможем, но у нас и нет такой цели. Будем использовать это как дополнительный источник дохода, который не отберет ДФР».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?