«Вот так в зрелом возрасте оставила свою квартиру в Бобруйске и поехала совсем в незнакомое для себя место и новую школу — в деревню Пережир Пуховичского района», — улыбается Анна.

Елена и Анна

Елена и Анна

До того как стать учительницей, работала сиделкой, официанткой, воспитательницей и на кухне

Для Анны Анатольевны путь к учительской профессии наметился еще во время учебы в школе. Женщина вспоминает, что с удовольствием читала, писала творческие работы и постигала математику.

Анна

Анна

«Думаю, точку в самоопределении поставила учительница русского языка и литературы Галина Каранкевич. Она хвалила мои сочинения, хорошо о них отзывалась — это придало веры в свои силы. Еще одной причиной, возможно, стал пример старшей сестры Татьяны, которая очень любила читать. Деньги, которые мама давала нам на невкусные обеды в школьной столовой, мы оставляли в книжном магазине, покупая Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова. Когда мне был 21 год, после окончания Могилевского пединститута я начала работать учительницей», — рассказывает Анна.

Первый класс Анны Анатольевны. Фото из архива героини

Первый класс Анны Анатольевны. Фото из архива героини

У Елены история иная. Сначала она вообще думала о профессии психотерапевта. Рассматривала варианты поступить на переводчицу или экономиста: у девушки хорошо складывались отношения с большинством предметов. Когда все же Елена отдала предпочтение филологическому направлению, не рискнула поступить на филфак БГУ и пошла в педагогический университет имени Максима Танка.

«Мне не хватало уверенности в себе — — честно признается Елена. — Думала, что в БГУ все очень умные, а я какая-то не такая. Не пройти по баллам было бы стыдно. С педунивером у меня таких страхов не было, и я действительно поступила на бюджет. Правда, закончилось тем, что я забрала документы из вуза уже через пару месяцев: не сложились отношения с отдельными преподавателями. Приехала домой — родные были в шоке».

Елена

Елена

Прежде чем вернуться на филфак, Елена успела поработать сиделкой, официанткой, воспитательницей в детском саду, кухонной рабочей, оператором ЭВМ. Так прошло почти восемь лет. Однажды, услышав от хорошего знакомого «знаешь, тебе бы я отдал учить своих детей», Елена все же решилась поступить на филфак и больше уже не разочаровывалась в избранном пути.

«Изменить отношение учеников-куда важнее, чем призовые места в конкурсах»

В 2019 году Елена стала одной из девятерых, кому посчастливилось попасть в первый набор программы «Учитель для Беларуси» (заявок поступило более 60). Организаторы искали талантливых учителей по всей стране с условием, что они готовы в течение двух лет преподавать в сельской школе. Что предлагалось взамен? Кураторство, мастер-классы и образовательные курсы белорусских и зарубежных спикеров, стипендия в 250 рублей и возмещение расходов на жилье.

Программа «Учитель для Беларуси» появилось благодаря поддержке БПС-Сбербанка и работе команды единомышленников. Сегодня кадров для белорусской глубинки катастрофически не хватает. Чтобы как-то повлиять на ситуацию и дать возможность большему количеству детей получать качественное образование, независимо от места жительства, и решили создать белорусский вариант проекта учительства Teach For All. Он всесторонне поддерживает тех, кто хочет работать в деревне. Прямо сейчас идет новый набор учителей для Беларуси — вы также можете подать заявку. Основатель программы — БПС-Сбербанк. А осуществляется она при поддержке Министерства образования, компаний 21vek.by, EPAM Systems и других.

«Я увидела информацию о проекте в соцсетях — сердце сразу забилось сильнее. Понятно: это мое. Знаете, раньше я всегда чувствовала себя каким-то одиноким воином, который хотел больше и для людей, и для мира в целом. А здесь, наконец, встретила единомышленников», — комментирует Елена.

Прежде чем попасть учителем в сельскую школу, каждый из принятых на программы принимает участие в так называемом летнем интенсиве — месячном погружении в педагогику.

«Педагогика у нас была на завтрак, обед и ужин. Мы работали с тренерами из Италии, с известным консультантом по групповой динамике Денисом Искорцевым и другими спикерами, знатоками в своем деле — от менеджеров до психологов, сотрудников частных школ. Это было всестороннее потрясение, такому точно больше нигде не учат».

После всех этапов отбора Елена переехала вместе с дочерью со своего последнего места работы в Солигорске в Негорельскую среднюю школу, которая находится в поселке Энергетиков. Здесь в 2019 году учительница Людмила Рыбчинская выиграла грант от Google на развитие навыков программирования (Людмила также была участницей первого набора программы). Нужно было соответствовать уровню. В школе Елена преподает для 115 детей. Ведет русский язык и литературу, а также кружок журналистики и театрального мастерства.

Елена с учениками на неделе кода от Google. Фото из архива героини.

Елена с учениками на неделе кода от Google. Фото из архива героини.

«Покидать город с ребенком было нестрашно, потому что сама я родилась в деревне. И, знаете, наших сельских учителей, даже когда уже училась в Бобруйской школе, вспоминала с теплотой», — рассказывает Елена Алёхно.

Для нее учительство — самая сложная из профессий, которые она освоила. 

«У меня 115 детей, все очень разные. Есть индивидуальности, которые стремятся быть особенными. Но для меня каждый ученик особенный. Даже в самого «слабого» я верю, передаю ему эту уверенность в себя и отдаюсь работе полностью, поэтому, бывает, чувствую себя как выжатый лимон», — комментирует Елена. 

За почти два года в этой школе Елена с учениками успела победить в нескольких солидных конкурсах. Они с детьми заняли призовое место в международной скориновской олимпиаде в Полоцке, в фестивале-конкурсе детских медиа «Свежий ветер», в районном соревновании на лучшую школьную газету, в конкурсе научно-исследовательских работ. Но для учительницы куда ценнее другие победы. 

«Знаете, к одному мальчику в классе относились не очень хорошо. Я заметила, стала говорить, что так нельзя, объяснять, почему нельзя. И спустя какое-то время отношение к нему изменилось в лучшую сторону. Такие вот человеческие победы для меня лично важнее. Или показать, что оценку нужно заслужить. Не всем детям нравится сверхчестность: я могу не спать ночь, но перепроверю на антиплагиат 20 сочинений. Для меня важно показывать детям, что честными можно и важно быть. Важно воспитывать их согласно высокоморальным ценностям, которые привила мне мама».

«Ученица настолько увлеклась творчеством Гоголя, что стала создавать мемы»

Увидев увлеченность дочери, попробовать свои силы в программе решила и Анна. В 2020 году на 25 мест поступило уже 130 заявок. Правда, из-за коронавируса все активности и обучение были перенесены в онлайн. И теперь женщина, сменив свою бобруйскую квартиру на частный дом в деревне Пережир, сама носит воду из колодца, наслаждаясь свежим воздухом. В местной школе Анна старается привить детям любовь к литературе.

«У меня более 30 лет педагогического стажа, и я действительно чувствую, что сейчас с детьми сложнее, чем раньше. В интернете много всего, и приходится бороться за их внимание. Как выкручиваемся? Проводим игры, например «Что? Где? Когда?» по творчеству писателей. Используем интеллект-карты и виртуальные доски». 

Елена тоже старается заинтересовать литературой в игровой форме: по басням Крылова, например, она ставила с детьми мини-спектакль.

«Это приносит свои плоды. Одна девочка так увлеклась творчеством Гоголя, что стала создавать литературные мемы со своими одноклассниками. И за это она получает определенные бонусы», — рассказывает Елена.

Чего точно не будут делать эти учителя, так это кричать на детей и оскорблять их. Они уверены, что это непедагогично и осложняет другим работу с детьми. Максимум, который себе могут позволить учителя, — хлопнуть книжкой по столу. 

«В нынешней системе образования хватает проблем. Во-первых, сам подход к преподаванию устарел: иногда дети не понимают, пригодятся ли им в жизни те или иные вещи. Приходится долго объяснять, что одной грамотности недостаточно, что умение отличать определение от обстоятельства развивает аналитические способности, и это важно. Есть проблема и с тем, что у детей мало остается в голове — на уроке они помнят, а спустя пару дней уже нет.

Тормозит учебные процессы и заполнение множества бумаг, документов. На ребенка как личность в итоге остается мало времени, у учителей случается профессиональное выгорание. В том числе это связано с нехваткой кадров, с непрестижностью профессии у молодежи. Думаю, такие проекты, как «Учитель для Беларуси», как раз таки могут изменить образование к лучшему. Программа помогает раскрывать потенциал и в детях, и в учителях, и даже в школьной системе. Верится, что перемен к лучшему будет еще больше, что они будут масштабнее», — надеется Елена.

Стать учителем для Беларуси

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?