Сегодня многие автомобилисты перед выездом в город в час пик сверяют маршрут по карте загруженности улиц. Чаще всего для этих целей в Беларуси пользуются сервисом «Яндекс.Пробки». Нам стало интересно: а каким образом Яндекс оперативно узнает о загруженности улиц?

Мы посетили минский офис «Яндекса» и узнали о том, как на самом деле работает сервис. А заодно — и о том, какими сведениями о белорусских пользователях интернета интересуются российские спецслужбы.

Сервис «Яндекс.Пробки»

Об особенностях работы сервиса нам рассказал региональный менеджер «Яндекса» в Беларуси Егор Цыганок.

Егор Цыганок.

Егор Цыганок.

«Яндекс.Пробки — это алгоритм, позволяющий нам анализировать дорожную ситуацию и визуализировать ее на наших картах. Алгоритм основан на пользовательских данных. Наши пользователи с установленными у них мобильными приложениями Яндекс.Карты или Яндекс.Навигатор передвигаются по городу — и приложение автоматически отправляет текущее расположение пользователя и его уникальный идентификатор на наши серверы.

Эти данные обезличены — весь обмен данными, который происходит между пользователем и нами, соответствует нашей политике конфиденциальности. Мы не сможем определить по этим данным, с какой именно машины их получили», — рассказывает Егор Цыганок.

Фактическая скорость движения, которую водители видят на своих навигаторах, определяется с помощью GPS-спутников, и для построения карты пробок она не нужна.

Яндекс и без того может приблизительно рассчитать, с какой скоростью вы передвигаетесь. Это происходит, благодаря анализу скорости изменения вашего расположения на карте. И уже после анализа перемещения нескольких автомобилей, с имеющимися на них приложениями Яндекс.Карты, высчитывается средняя скорость движения на данном участке дороги.

«Бывают такие случаи, когда человек припарковался, вышел на несколько минут в магазин, а навигатор оставил включенным. Если бы система посчитала его скорость как нулевую, это могло бы сильно повлиять на средний показатель. Но система умеет исключать такие случаи. Если машин много, и все едут с нормальной скоростью, она точно понимает, что этот случай учитывать не следует.

Поэтому очевидно, что, чем больше автомобилистов на той или иной дороге пользуются картой и навигатором «Яндекса», тем более точной оказывается информация о средней скорости движения и, соответственно, о пробках», — говорит Егор Цыганок.

По полученным результатам анализа различные участки дорог обозначаются разными цветами: зеленым, желтым, красным. Глухие пробки обозначаются красно-коричневым, а коричневым — перекрытая дорога.

«Но не всегда, например, красный цвет может означать, что на этом месте затор, — предупреждает Егор. — Может случиться, что по дороге едет мало машин, пробки вроде бы нет — но дорога узкая, с ямами, поэтому машины едут медленно. Некоторые участки рядом со светофорами также могут окрашиваться в красный цвет, даже если движение не затруднено».

«Яндекс» использует 10-балльную систему оценки пробок, где 10 — максимальная загруженность дорог.

Условные 7 баллов Минска будут кардинально отличаться от 7 баллов Москвы.

Это связано с различным восприятием дорожной ситуации пользователями в разных городах. В Москве, например, все привыкли к реально медленному трафику: машин много, очень высокая плотность движения и средняя скорость достаточно низкая. Поэтому 10 баллов там ставится только в том случае, если движение намертво остановлено.

Часто ли случаются 10-балльные пробки в Минске?

«Это бывает очень редко, — говорит Егор Цыганок. — Обычный максимум для Минска — 8 баллов.

Вообще, десятибалльную ситуацию мы называем «быстрее пешком», это значит, что действительно быстрее дойти пешком, чем стоять в пробке. В Минске таких ситуаций не бывает, так как даже при самых больших пробках передвигаться пешком получается все равно медленнее».

Сотрудники следят за ситуацией на дорогах Минска.

Сотрудники следят за ситуацией на дорогах Минска.

Предупреждения о камере наблюдения

В Яндекс.Карте и Яндекс.Навигаторе есть функция предупреждения о камерах видеонаблюдения, которые установлены на дорогах по пути следования автомобиля.

Многие говорят, что предупреждать о камерах на дорогах — это нечестно. Мол, зачем тогда их устанавливают? В самой компании не разделяют такую точку зрения и имеют собственное мнение.

«Камеры обычно устанавливаются на аварийно-опасных участках. Соответственно, если наше предупреждение о том, что впереди камера, заставит водителя снизить скорость и быть более внимательным, и, благодаря этому, не случится аварии, то это означает, что мы делаем доброе дело.

И здесь наши цели совпадают с целями ГАИ: главное — это снижение аварийности, а не сбор штрафов», — уверяет нас Егор.

Об использовании Яндексом белорусского языка

Поскольку «Яндекс» — компания российская, которая стала транснациональной, то в каждой стране она должна работать на местных языках. На белорусский язык переведена пока только главная страница поиска и еще несколько сервисов. Те же Яндекс.Карты белорусской версии не имеют, а Яндекс.Навигатор по-белорусски не разговаривает.

По словам Егора Цыганка, компания проводит регулярный мониторинг всех стран на потребность в языковой локализации:

«К сожалению, в Беларуси потребности в навигаторе на белорусском языке пока не видно. Но, если она возникнет, Яндекс обязательно примет соответствующие меры. Мы готовы подстраиваться под любой рынок».

Все переговорные комнаты в минском офисе «Яндекса» имеют белорусские названия: «У нескладовае», «Белавежская пушча», «Хутка-смачна» и т.д.

Все переговорные комнаты в минском офисе «Яндекса» имеют белорусские названия: «У нескладовае», «Белавежская пушча», «Хутка-смачна» и т.д.

Потребность в языковой локализации определяется, в первую очередь, количеством поисковых запросов на том или ином языке. В Беларуси доля запросов в «Яндексе» на белорусском языке составляет около 2—3%. Но точную цифру определить трудно, так как если некоторые слова, введенные в строку поиска, одинаково пишутся на двух, а иногда и на трех языках — белорусском, украинском, русском — системе сложно сразу понять, какой это язык из трех.

О сотрудничестве со спецслужбами

Недавно стал известен точный перечень данных о пользователях соцсетей, сайтов и мессенджеров, которыми интересуется ФСБ России. Мы спросили у Натальи Журавлевой, руководителя пресс-службы Яндекса в Беларуси, как новый российский закон скажется на белорусских пользователях сервисов компании.

Наталья Журавлева.

Наталья Журавлева.

«На территории всех стран «Яндекс» работает в соответствии с их законодательством. Никогда ничьи данные не могут быть предоставлены без соответствующего решения суда, — уверяет Наталья. — У «Яндекса» нет никакого специального канала, по которому ФСБ могла бы свободно просматривать все данные пользователей и, тем более, читать их переписку. Да, отдельные сведения могут быть предоставлены. Но это может произойти только в том случае, если мы сочтем запрос аргументированным. Был случай, когда какие-то госорганы в России попросили предоставить определенные данные одного из пользователей электронной почты и даже пришли с решением суда, но юристы компании сочли этот запрос не аргументированным и информацию не предоставили. Впоследствии на «Яндекс» подали в суд, и компания этот суд выиграла».

Между тем, по словам Натальи Журавлевой, следует понимать, что когда речь идет о пользователе поискового сервиса, то компания не знает о нем практически ничего, кроме самого запроса, заданного с его компьютера.

«Мы даже не знаем, был ли это реальный человек, или всего лишь кошка по клавиатуре пробежала», — говорит Наталья.

Кстати, локальные офисы (каким является и офис в Минске) не располагают данными пользователей.

Если власти Беларуси захотят получить какую-либо информацию, им придется обратиться в российское ООО «Яндекс» с соблюдением всех процедур, предусмотренных международными нормами, а также условиями международных соглашений между странами. Как и для получения информации о пользователях сервисов «Гугла» необходимо обращаться в офис компании в Калифорнии, специалисты которого будут действовать в рамках законов этого штата.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?