Без Некляева и Мартиновича

В прошлом году о старте премии было объявлено уже в октябре. В этом году организаторы тянули с объявлением почти до Нового года. Возможно, для этого были свои причины.

Для прозы 2013 год был чрезвычайно неурожайным.

С января по декабрь в отечественных издательствах появилось очень мало книг, которые стали художественным событиями и могут реально претендовать на победу.

Условия премии оставляют «за бортом» сразу несколько сильных претендентов.

На победу традиционно могут претендовать книги, написанные по-белорусски в жанрах «художественная проза» и «эссеистика», которые вышли в 2012 году в бумажном или электронном вариантах.

Поэтому нашумевшие «Время second-hand» Светланы Алексиевич и «Сфагнум» Виктора Мартиновича не годятся,

поскольку сначала были созданы по-русски, а уже потом переведены на белорусский язык.

Кроме того, премию теперь невозможно получить дважды.

Поэтому книги «Блог Всеслава Чародея» Павла Костюкевича и «Знаки препинания» Владимира Некляева точно не смогут претендовать на победу.Кто имеет наибольшие шансы на победу? «НН» видит как минимум пять кандидатов в шорт-лист.

Артур Клинов, «Стеклотара» 

Автор военного романа «Шалом», который попал в лонг-лист первого Гедройца, Клинов представил читателям новую книгу «Стеклотара». Пожалуй, это одно из самых современных прозаических произведений, вышедших в течение года.Его действие происходит в конце 2010 года.

Один из интерьеров — здание на столичном проспекте Независимости 37а. Сейчас там находится «Галерея Ў» и книжный магазин «Логвінаў», а ранее находился пункт приема стеклотары.

«Реальность для героев заменилась цитатами, — пишет «pARTisan» о книге. — Цитата на демократию, цитата на диктатуру, цитата на революцию, цитата на ненависть, цитата на любовь…»

Книга появилась всего несколько дней назад. Представление о ней позволяет получить отрывок из «Стеклотары», размещенный на сайте журнала «pARTisan» (его главным редактором является сам Клинов).Действие происходит на Площади 19 декабря 2010 года. Сперва герой относится к событиям как к традиционному карнавалу, роли в котором заранее расписаны. Его отношение меняется после того, как на Площадь попадают его близкие люди… 

Борис Петрович, «Искушение», «Сначала была тьма» 

У председателя Союза белорусских писателей и главного редактора журнала «Глагол» в этом году также вышла два прозаических сборника. В первый, «Искушение», вошли избранные рассказы, а также шесть совершенно новых произведений. Поскольку они создавались в разные времена, «Искушение» дает представление о широком жанровом диапазоне в творчестве Петровича. Классическим рассказам присуще следование общим правилам, а значит — последовательное развертывание событий. А вот во фресках — поиски в стилистике и раскрепощенность в синтаксисе.

Как пишет критик Тихон Чернякевич, «в прозе Бориса Петровича белорусский магический реализм как раз наиболее проявляется в малоформатных жанрах, в них, по крайней мере, он достигает квинтэссенции».

События второй книги, «Сначала была тьма», разворачиваются в 1990-е годы в ужасных условиях заброшенного дома-интерната на чернобыльском Полесье, на фоне больших перемен, которые происходили тогда в независимой Беларуси. 

Людмила Рублевская, «Ночи на Плебанских мельницах» 

 

Поклонники Рублевской до последнего надеялись, что в этом году в магазинах появится вторая часть ее трилогии о Пранцише Вырвиче (первая вошла в шорт-лист прошлого Гедройца). Но не судьба. Поэтому в этом году на победу могут претендовать произведения, созданные Рублевской достаточно давно.

Мистическая повесть, давшая название книге, написана в 2006 году. Готический роман «Пляски смерти» — еще в 2005-м. Но до сих пор они выходили только в журнальном формате. Впрочем, с тех пор писательница существенно изменилась.

Роман и повесть в чем-то напоминают ранние произведения Рублевской. В их центре находился образ романтической чудачки-патриотки с неустроенной личной жизнью, которая увлекается прошлым.

Владислав Ахроменко, «Музы и свиньи»

 

Согласно древнегреческой мифологии, у бога Зевса и титаниды Мнемосины было девять дочерей — муз, ставших покровительницами наук, поэзии и искусств. В свою новую книгу Ахроменко включил 27 новелл, действие которых жестко структурировано по сюжетам, а также формальной причастности к каждой из девяти муз. Причем автор говорит, что практически все истории являются реальными.

Представление о книге, вышедшей перед самым Новым годом, можно получить благодаря отдельным новеллам, которые автор выкладывал в своем ЖЖ. Например, в разделе «Клио, муза Истории» содержится история про Деда Талаша, который своим поведением буквально терроризировал отечественную интеллигенцию. А потом попадает к Сталину, который готов выполнить любую просьбу партизана.

В то время как Сергей Балахонов предлагает в «Земле под крыльями Феникса» иронично-юмористический взгляд на белорусскую историю, то Владислав Ахроменко добавляет к нему издевку и несравненный сарказм.

 Адам Глобус, «Имена», «Сказки о взрослых»

 

Произведения Глобуса оцениваются с диаметрально противоположных позиций: от «посредственно» до «гениально». Такие характеристики присущи и двум его книгам, которые вышли в этом году.

Первая, «Имена», посвященная 8 личностям (писателям, художникам, преподавателям).

Одни воспринимают ее как сборник дневниковых записей о жизни, творчестве и «пьянках с сексом заодно».

Для других — яркие портреты, выписанные художественно точными штрихами. Особенно удачным выглядит эссе про Анатолия Сыса. Для исследователей наиболее информационным будет восприниматься рассказ о Владимире Короткевиче.

Та же ситуация с «Сказками для взрослых». Для кого-то книга является сборником лаконичных блоговских записей («Сказки» в течение нескольких лет выкладывались в ЖЖ). А вот Владимир Орлов уверен: в своих сказочных книгах Глобус создает очень притягательный, густонаселенный таинственный мир, представители которого «хотят изменить культурную парадигму».

 

***

Нельзя исключать, что 31 декабря в какой-нибудь полуподпольной типографии были напечатаны 6 экземпляров еще одной новой книги. Именно столько требуется для участия в премии. Например, ходили слухи, что в конце декабря отдельным изданием появится «Календарь Бахаревича», который писатель в течение года вел на радио «Свобода». Поэтому отдельные открытия еще могут ждать нас впереди.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?