В новом выпуске дебатов «ДысКУТ» идет речь о том, что произошло с белорусской культурой в результате политического кризиса и массовых протестов. О культуре плакатов, муралов и дворов дискутируют культуролог, публицист Максим Жбанков и художник, перформер Михаил Гулин.
Легендарная «площадь перемен». Фото Надежды Бужан
«Мне всегда очень странно видеть, как кто-то представляет себе культуру как министерство правды. Мол, мы будем сейчас всем раскидывать правильные смыслы, мы всех научим правильно любить Родину и одеваться в правильную цветовую гамму. Всех обеспечим правильными флагами — и будет у нас глобальное счастье. Мне кажется, что это весьма вульгарное и примитивное представление о культуре как агитресурсе», — объясняет культуролог Максим Жбанков.
Он стоит на том, что культура по определению, если это реальная культура, — креативная, динамичная, всегда живая, всегда нелинейная и всегда слабо поддается редактуре.
«Один из моих самых страшных кошмаров — победа управляемой культуры. Я считаю, что наша нынешняя ситуация может быть описана как конфликт миров, как война миров, которая сейчас находится в некотором смысле в стадии пробуксовки. ОМОН против ленточек — не знаю, назовите это войной культур, для меня это выглядит очень странно. Я считаю: для того чтобы работать на перемены, культуре не обязательно быть протестной. Для этого ей достаточно быть живой, креативной, открытой, правдивой, нонконформистской, сложной и проблемной. Поэтому я слабо понимаю надежды на триумф культур протеста. Мне кажется, было бы эффективнее, если бы любой артист не думал о том, как бы ему поэффективнее протестовать, а был озабочен наиболее выразительной, яркой, правдивой реакцией, креативным фидбеком на происходящее вокруг», — считает Жбанков.
Культура не должна мобилизовать и вправлять мозги, потому что это не миссия культуры, а миссия политической пропаганды, считает культуролог.
«Делать художника политическим пропагандистом — дело интересное, мы это уже проходили. Чем это заканчивается для художников, хорошо известно», — напоминает он.
«И к вопросу, как окультурить ОМОН. Правильный ответ: никак. Забыть, как страшный сон. И жить дальше», — говорит Жбанков.
Яркие моменты дискуссии:
02:09 — кто участвует в дискуссии
04:14 — культурные высказывания против официальной пропаганды
06:30 — культура — не министерство правды
09:55 — искусство — не декор, а генератор смыслов
12:06 — «Мы бодаемся со стилем тупого агрогородка»
15:39 — 26 лет культурной партизанки
17:20 — настоящий культурный протест — не про революцию в обществе, а про смелую и независимую позицию художника
19:37 — цель художника — найти разрыв в беге по кругу
23:32 — культура не только для профессиональных критиков
26:45 — хайп на протесте — культпротест?
33:09 — формирование эмоциональной солидарности — это еще не креатив
40:06 — внутрицеховая солидарность художников и институционализация культпротеста
45:33 — культура выполняет функцию морального права
53:04 — зачем белорусской революции свой музей?
54:57 — почему культура пришла во дворы?
58:00 — как должны выглядеть институциональные структуры новой белорусской культуры?
01:02:11 — как изменились архетипы белорусского общества?
01:06:58 — нужно ли культуре министерство?
01:09:11 — как окультурить ОМОН?