О Беларуси и трех гаагских судах пишет Андрей Елисеев.

Фото Надежды Бужан

Фото Надежды Бужан

Уже которую неделю бродит инициатива насчет обращения в Международный уголовный суд (МУС) по поводу преступлений против человечности в Беларуси. Порой МУС путают или смешивают воедино с другими гаагскими судами, отмечает аналитик.

Он описал ситуацию по трем гаагским судам — могут ли они иметь отношение к Беларуси.

1. Международный суд ООН. Он занимается спорами и разногласиями между государствами. Скажем, Москва начнет на основании топографической карты Российской империи 1866 года, подаренной пару недель назад российским послом Лукашенко, предъявлять территориальные претензии к Беларуси. Тогда Генеральная ассамблея ООН запросит Международный суд ООН дать консультативное заключение по таким претензиям. Пока же к нашей ситуации Международный суд ООН отношения не имеет.

2. Международный трибунал по бывшей Югославии, где судили Милошевича. Тоже располагался в Гааге с 1993 по 2017 годы. Он, в отличие от Международного суда ООН, не являлся постоянным, а был временным международным судебным органом. Был создан по решению Совета безопасности ООН. Чисто теоретически инициатива о создании подобного временного трибунала по преступлениям против человечности в Беларуси от некоторых членов Совбеза ООН может позже поступить, в том числе на основании доклада в рамках стартовавшего недавно Московского механизма ОБСЕ. Однако на практике его создание будет нереально, потому что Россия и Китай как постоянные члены Совбеза такую инициативу заблокируют.

3. Международный уголовный суд. В его компетенцию входит преследование лиц, совершивших самые серьезные преступления (геноцид, военная агрессия, преступления против человечности, военные преступления), включая действующих чиновников и глав государств. Однако Беларусь не подписала и не ратифицировала учреждающий МУС документ (Римский статут), потому юрисдикции над таковыми преступлениями, совершенными на территории Беларуси, и над белорусскими гражданами, он не имеет. Тем не менее, есть две правовые лазейки, как юрисдикция МУС над произошедшими на территории страны преступлении может быть установлена. Либо решением Совбеза ООН (его Россия и Китай заблокируют), либо принятием законным представительным госорганом специального заявления о признании юрисдикции МУС по прошедшим событиям даже в отсутствие ратифицированного Римского статута. Теоретически в будущем возможен подобный ход со стороны нового президента либо демократически избранного парламента Беларуси.

Из вышеуказанного следует, что единственным теоретически и практически возможным вариантом задействования МУС является лишь специальное обращение со стороны новых, демократически избранных белорусских властей.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0