31 мая американскому актеру и режиссеру Клинту Иствуду исполняется 90 лет. Впервые на киноэкране он появился в 1955 году в не удостоенной даже упоминания в титрах эпизодической роли в боевике-ужастике «Месть твари». Его самый свежий (будем надеяться, не последний!) фильм «Дело Ричарда Джуэлла» вышел в 2019 году. За шесть с половиной десятилетий фильмография Иствуда - актера и режиссера - насчитывает десятки картин, в которых воплотились самые разные стороны выдающегося кинематографиста и уникальной личности.

BBC предлагает десятку лучших картин Клинта Иствуда. Размещены они в хронологическом порядке, отражающем эволюцию мастера.

 

«За пригоршню долларов» (A Fistful of Dollars), 1964, «На несколько долларов больше» (For a Few Dollars More), 1965, «Хороший, плохой, злой» (The Good, the Bad and the Ugly), 1966

Так называемая «Долларовая трилогия» итальянского кинорежиссера Серджио Леоне открыла миру не только уже перевалившего за четвертый десяток и в течение десятилетия бившегося за признание актера, но и утвердила особый новый жанр в кино - спагетти-вестерн. В трилогию, хотя таковой Леоне ее изначально не замышлял, эти три фильма объединила сыгранная Иствудом фигура главного героя, точнее антигероя - «Человека без имени», неизменно молчаливого, в своем неизменном пончо, ковбойских сапогах, широкополой шляпе и с сигариллой в зубах.

И хотя «Долларовая трилогия» была укоренена в самой что ни на есть устоявшейся голливудской традиции - вестерне - Иствуд и Леоне привнесли в образ своего героя новое, порожденное революционными 60-ми отношение, ставшее образцом новой моды, нового стиля, новой «крутизны». Казалось бы, не имеющие ничего общего с вестерновой эстетикой мотоциклетные ковбои Генри Фонды и Денниса Хоппера в «Беспечных ездоках» - прямое порождение стиля Иствуда.

 

«Куда не долетают и орлы» (Where Eagles Dare), 1968

Классический боевик времен Второй мировой войны, в котором десант союзников во главе с британским майором Смитом (Ричард Бертон) и американским лейтенантом Шеффером (Иствуд) высаживается в оккупированных нацистами Альпах для спасения попавшего к немцам в плен американского генерала. Герой Иствуда уже не бесстрастный отстраненный ковбой из «Долларовой трилогии», но в нем есть то же мужество чужака, заброшенного в опасные обстоятельства, в которых он становится уже не антигероем, а героем.

 

«Грязный Гарри» (Dirty Harry), 1971

Наряду с «Человеком без имени», полицейский инспектор из Сан-Франциско Гарри Каллахан по прозвищу «Грязный Гарри» - одна из самых знаменитых ролей Иствуда. Поджатая губа, неизменный твидовый костюм и такой же неизменный, в любое мгновение готовый выскочить из кобуры «Магнум». Гарри Каллахан находится в бесконечном противостоянии не только, а зачастую не столько с преступным миром, сколько со своим продажным некомпетентным начальством. Циничный, никому не верящий коп заложил основу целой череде последовавших за ним в американском кино аналогичных картин, в центре которых такие же действующие сами по себе, из своих собственных представлений о законе и справедливости героев.

 

«Сыграй мне Misty» (Play Misty For Me), 1971

«Misty» - название классической пьесы джазового пианиста Эррола Гарнера, и в этом своем первом авторском фильме Иствуд впервые проявил в кино свое главное музыкальное пристрастие - любовь к джазу. Герой картины - радио-диджей Дэвид Гарнер - попадает в коварно расставленную ловушку своей соблазнительницы-слушательницы. Сам Иствуд здесь уже не мужественный герой, а расслабленный богемный интеллектуал, беспомощная жертва набирающего в 60-70-е годы силу доминирующего феминизма.

 

«Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz), 1978

Алькатрас - заброшенный форт на уединенном острове в заливе Сан-Франциско. Самая страшная тюрьма Америки, бежать из которой невозможно. Туда попадает закоренелый рецидивист, умный и целеустремленный Фрэнк Моррис (Иствуд) и именно это - побег из Алькатраса - он и намерен совершить. Сама организация побега, основанная на реальной истории, - захватывающее приключение. Но главное в этом, как, впрочем, и в большинстве других фильмов с участием Иствуда - не сюжет и не приключения, а его герой. Человек, достоинство и мужество которого не способны сломить никакие, даже самые страшные обстоятельства, в которых он оказывается.

 

«Птаха» (Bird), 1988

«Птаха» — прозвище великого саксофониста Чарли Паркера. Чисто режиссерская работа Иствуда, в которой сам он, как актер даже не появляется. Росший в 30-40-е годы Иствуд через всю жизнь пронес любовь к джазу - музыке своего детства и юности. Более того, любовь эту он сумел передать и сыну - профессиональному джазовому контрабасисту Кайлу Иствуду. «Птаха» - байопик Паркера, и Иствуд и исполнитель главной роли Форест Уитакер сумели мастерски передать трагедию гения, пытавшегося всю свою короткую жизнь примирить две страсти - музыку и наркотики.

 

«Непрощенный» (Unforgiven), 1992

И опять вестерн. История ушедшего на покой бывшего разбойника Уильяма Манни (сам Иствуд), который сначала просто за деньги, а чем дальше, тем больше из врожденного чувства справедливости отправляется мстить злодеям, выстроена, на первый взгляд, по всем законам классического американского жанра. Но умудренный опытом, переваливший за седьмой десяток актер и режиссер переосмысляет все законы и клише вестерна, счищает наросший на него за десятилетия голливудский лоск и превращает историю в размышление о возрасте, чести, мужестве и героизме. «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру.

 

«Малышка на миллион» (Million Dollar Baby), 2004

Вторая - после «Непрощенного» - пара главных «Оскаров» за лучший фильм и лучшую режиссуру. При всей сентиментальности истории борющейся за успех молодой боксерши (Хиллари Суонк) и поначалу неохотно берущего ее под свое крыло опытного тренера (сам Иствуд) в развязке фильма есть поворот, много говорящий о личности и взглядах самого Клинта Иствуда. Убежденный консерватор, человек правых взглядов, он в своей картине оказывается сторонником совершенно неприемлемой для консерваторов, но такой милосердной с общечеловеческой, гуманистической точки зрения эвтаназии.

 

«Флаги наших отцов» (Flags of Our Fathers), «Письма с Иводзимы» (Letters from Iwo Jima), 2006

Дилогия о Второй мировой войне, две неравноценные по своим художественным качествам, но очень важные в фильмографии Иствуда-режиссера картины. В центре дилогии - один из самых страшных и кровопролитных эпизодов Тихоокеанского фронта, бои за остров Иводзима в 1945 году. Первый фильм рассказывает историю с точки зрения американских солдат, второй - с точки зрения их противника, японцев. Первый становится разоблачением лицемерной машины государства, которая манипулирует реальностью для достижения своих пропагандистских целей. Второй - куда более пронзительный в изображении страха, отчаяния и бессмысленности войны, тем более, что взгляд этот - крайне редкий для американского кино - взгляд со стороны десятилетиями изображавшихся в виде бесчеловечно жестоких японцев.

 

«Гран Торино» (Gran Torino), 2008

Ветеран Корейской войны, вышедший на пенсию рабочий завода «Форд» Уолт Ковальски (к моменту съемок картины Иствуду уже 77 лет) живет в населенном главным образом выходцами из Азии пригороде Детройта. Живет один, засилье бесконечно бесчинствующих банд эмигрантов как у себя в районе, так и во всей стране, его чудовищно раздражает. Раздражает тем более, когда один из них пытается угнать его сокровище - «Гран Торино» 1972 года, в создании которого Ковальски принимал самое активное участие. Трансформация совершенно обоснованных ярости и гнева в постепенно нарастающее понимание и сочувствие - поразительный процесс преодоления стереотипов и утверждения гуманизма и человечности.

 

Накануне своего 90-летия в одном из интервью Клинт Иствуд сказал: «И в этом возрасте я намерен двигаться по жизни дальше. Я не хочу стоять на месте или идти назад. Никогда не знаешь, когда нужно будет остановиться. Я люблю то, что я делаю».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0