«Мы в уникальном месте и времени: своими собственными силами, хоть в одиночку можно распространить идею по всему миру и зарабатывать на ней»,

— полагает Юрий Мельничек.

Его идеей была мобильная программа Maps.me (ранее Maps With Me), что дает возможность пользоваться картами открытого проекта Open Street Maps, в том числе в отсутствие интернета. В конце 2014 года проект приобрел российский интернет-гигант Mail.ru, сумма сделки оценивается в 30 млн долларов.

Как создать успешный ИТ-стартап в Беларуси? «Найти хорошую идею и реализовать ее, вот и все», — просто отвечает на вопрос Мельничек. Он считает, что особых ухищрений в его бизнесе нет, а если и есть, то все они описаны в книге соучредителя PayPal Питера Тиля «Zero to one».

Мельничек вспоминает, что по окончании Лицея БГУ он уже разработал свою первую программу (она создавала кроссворды для газет), затем 7 лет работал в компании, которая была связана с картографией, а потом перешел в Google и там занимался картами. Но одно дело — работать на кого-то и получать из этого только полезный опыт, а другое — делать свой продукт, создавать свою аудиторию.

По его словам, в Беларуси своя специфика IT-бизнеса: здесь практически нет внутреннего рынка (да и в стране мало людей), поэтому многие работают сразу на глобальный рынок.

Если делать в Беларуси что-то с прицелом на успех, надо сразу делать это не на локальный рынок.

Поэтому и была выбрана тематика карт — продукта нишевой потребности, но востребованного по всему миру. «Такой проект не зависит от политической ситуации, от экономики», — объяснял он. К тому же, стоит приходить на рынок, когда он только начинает развиваться, когда на нем нет конкуренции — как раз таким был рынок мобильных программ в 2011 году, когда вышла первая версия Maps.me. Беларусь он видит удобной для ІТ-бизнеса — низкие налоги, хорошие условия работы на экспорт, низкая стоимость жизни по сравнению с Европой.

К тому же, в Беларуси были хорошо наполненные карты Open Street Maps — старт состоялся с выгодной позиции. Правда, на той же позиции были еще несколько программ, разработанные также белорусами. Картографические программы — не очень конкурентная среда, человек может поставить несколько программ и сравнивать их качество. Да и в то время, когда смартфоны только начинали становиться массовыми, у пользователей было больше энтузиазма к поиску лучшего софта.

Проект делался на собственные накопления соучредителей. Для создания Maps.me Мельничек продал квартиру в Минске.

Он вспоминает, что проект разрабатывался долго — и что очень благодарен человеку, который убедил их поскорее выпустить программу, пусть и «сырую». Пользователи-энтузиасты сами подсказали, что исправить и что добавить. Доходило до того, что по пожеланиям пользователей разработчики уменьшили размер виртуальной стрелки, показывающей локацию человека.

Если создавать стартап сегодня, нужно смотреть, что через 5 лет будет так же популярно, как iPhone, рекомендует Мельничек.

Такими сферами он видит умные часы, дронов роботов, анализ Big data и сведений пользователя о самом себе. В их случае перспективной показалась сфера мобильных карт, а ниша таких карт, которые работали бы без интернета, была практически вакантной.

«Важно идти не туда, где сейчас мяч, а туда, где он будет через 5 лет»,

— говорит он.

По его наблюдениям, рынок платных программ умирает: в топ-15 программ для iOS по выручке только одна платная — больше всего зарабатывают как раз бесплатные. «Людям трудно платить за нематериальное. Платишь за то, чего не видишь», — говорит он о продаже программ.

Сегодня хорошо можно заработать на рекламе, если ее вставить органично. Например, на картах наилучший эффект будет иметь возможность забронировать место в отеле, на который смотрит пользователь, или заказать такси до местонахождения пользователя.

И не забывать, что лучше сработает программа в правильно выбранном сегменте, в котором она будет наилучшей.

«Главное — не думать, как заработать, а думать, как получить больше пользователей»,

— советует Мельничек.

Но думать, как платить зарплату наемным сотрудникам, когда-нибудь придется. Основатели Maps.me начали думать о продаже компании, когда поняли — их модель с бесплатной базовой и платной продвинутой версиями пока приносит прибыль, но приближается ее закат. А наилучшим для пользователя может быть только бесплатный продукт, уверены они. К тому же, Мельничек считает, что стартап — это в любом случае временная организация для того, чтобы найти идею для бизнеса.

Google и Яндекс, которые уже имели свои картографические сервисы — создатели Maps.me их не рассматривали, так как «не хотелось продавать компанию под забой».

Но нужна была глобальная компания, которая к тому же не закрывала открытые сведения Maps.me. Быть полностью автономным проектом в своем составе предложили россияне Mail.ru, которые как раз имеют глобальные планы с сервисом My.com.

Такое предложение в Maps.me сочли оптимальным. И считают, что не прогорели независимо от цены: целью продажи было ускорение развития, увеличение базы пользователей. К тому же, работа в качестве подразделения Mail.ru позволила сделать программу полностью бесплатной.

Оставлять проект сразу после продажи и создавать новый проект Мельничек пока не планирует, так как «на этом еще планы реализованы процентов на 30».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?